Кто крышует бога

Москва златоглавая... Десятки, сотни сверкающих куполов, ослепляющее сияние вычурных церковных иконостасов, драгоценная отделка дворцовых интерьеров. Отыскать “первоисточник” всего этого великолепия репортерам “МК” удалось на юге города. Здесь находится единственный в России завод, выпускающий сусальное золото.

Лабиринт коридоров, лестничных переходов привел нас к дверям, отмеченным строгой надписью: “Вход в режимную зону”. Оставив сумки и кофры возле поста охраны, попадаем в “святая святых” завода — цех сусального золота. В просторном помещении гудит прокатный стан, лязгают станки, но самое интересное начинается за дверью небольшой комнаты, откуда слышен дробный стук.

Странная на первый взгляд картина: трое “фактурных” мужиков (чувствуется, жарко им от работы: один даже разделся до пояса и полотенце на шею повесил — трудовой пот вытирать) стоят перед деревянными “тумбочками” и с ритмичностью метронома молотят кувалдами по уложенным на них стопкам листов — матерчатых, пластиковых или бумажных, даже непонятно.

— Вот это наши златокузнецы, — поясняет сопровождающий нас начальник цеха Сергей Карамзин. — Здесь они занимаются так называемой стопочной ковкой... Впрочем, это мы с вами уже перескочили через несколько этапов процесса. Чтобы было понятно, давайте смотреть с самого начала.

Перебрались в соседнюю комнату, где златокузнецы (но уже другие) предстали в совсем иной роли. Сидят за столами и... листают какие-то “блокнотики” и “журнальчики”. Хотя нет, не просто листают. В руке у каждого — тонкие длинные щипцы (“это специальные бамбуковые пинцеты”, — уточнил Карамзин), которыми мастер ловко подцепляет сливочно-желтые пластиночки золота из лежащей перед ним стопы и аккуратнейшим образом укладывает их между страницами.

— Обратите внимание — стены здесь обшиты дубовым брусом, — показывает начальник цеха.

Оказывается, это сделано специально для поддержания в помещении микроклимата, необходимого для работы с тончайшими, а потому очень “капризными” пластинами золота. В “дубовых интерьерах” трудились многие поколения русских златокузнецов.

— Мы работаем со сплавом, в котором 96% золота и лишь 4% серебра. Именно такой состав у природных золотых самородков. Церковнослужители издавна называют его “цвет Божий” (ведь цвет этого металла по спектру схож с солнечным светом), и потому на Руси всегда покрывали кресты и купола церквей, иконостасы “желтым” золотом... А вот за границей можно увидеть в отделке храмов и “белое” золото.

На заводе золотые слитки плавят и на прокатном стане вытягивают в тонкие полоски фольги толщиной 5—10 микрон. Потом фольгу режут на квадратики, которые и поступают в распоряжение златокузнецов. Каждый мастер собирает внушительный “золотой гербарий” — прокладывает между страницами “блокнота” полторы тысячи таких заготовок. На эту кропотливую работу уходит 2—3 часа, после чего наступает черед собственно кузнечной работы. Сперва мастеру помогает механика — под градом ударов автоматического пресса золотые заготовки в “блокноте” проходят предварительную расковку, утончаются, расползаются вширь... Дальше опять наступает черед монотонного ручного труда — “слоенку” с золотыми пластинками (ее здесь называют “стопа”) укладывают на базальтовую плиту, 8-килограммовую кувалду в руку — и давай колотить! Вроде бы все просто... Если бы не одно обязательное условие: требуется обеспечивать равномерную толщину получающегося золотого слоя.

На промежуточной стадии нужно еще подвергнуть золото термической обработке — отжигу. Для этого опять мастеру приходится менять рабочее место. Он возвращается в “дубовые интерьеры” и там за столом аккуратно перекладывает все полторы тысячи золотых листиков в другой “бутерброд” — здесь уже в качестве прослойки годятся страницы самого обычного журнала. (На глазах у репортеров “МК” один из мастеров “грузил драгметалл” между листами какого-то “доисторического” номера “Нового времени”.) После термообработки снова бери пинцет и перемещай золотые листики в форму-“блокнот” для продолжения стопочной ковки...

Конечный результат всех этих процедур — то, что принято называть сусальным золотом. Это уже не фольга, это — тончайшая пленка. Толщина (или правильнее — тоньшина?) ее может достигать 0,2 микрона — в 50 раз тоньше человеческого волоса! Через такую “золотую пелену” можно на просвет увидеть электрическую лампочку, при этом хорошо просматривается структура металла. Именно такой способ контроля качества своей работы используют златокузнецы: ведь помещать столь тонкий слой в какой-то измерительный прибор практически невозможно: сусальное золото просто порвется. Даже если взять драгоценную пленочку на ладонь, а другой ладонью сверху надавить и потереть — золото... исчезнет, “растворится” в порах кожи на пальцах и ладонях.

Готовые “пленки” “цвета Божьего” женщины-резчицы вынимают из стопки и режут на квадратики размером 91,5х91,5 миллиметра. (На наш вопрос — почему столь странный размер выбран? — Сергей Карамзин лишь пожал плечами: “Такая традиция”.) Некондиционные обрезки работница аккуратнейшим образом сметает в специально приготовленные мешки — да не просто так, ребром ладони или тряпочкой, а припасенной для этой цели заячьей лапкой, причем используется исключительно задняя: на ней мех более стойкий.

Вырезанные золотые квадратики укладывают в особые книжки, сброшюрованные из листов папиросной бумаги — по 60 “пленок” в каждую. Интересные такие книжечки получаются — на обложке каждой написано “Сусальное золото” и указан не только общий вес драгметалла (с точностью до тысячных долей грамма), но и номер “авторов” книжки — кузнеца и резчицы.

Как пояснил Сергей Николаевич, для нанесения позолоты на иконы мастера изготавливают самую тонкую “золотую пленку”. 60 листиков ее, собранные в книжку, весят всего 1,25 грамма. Иконостасы и элементы дворцовых интерьеров золотят более толстым слоем — на это дело идут книжки весом в 1,4 грамма. Гораздо толще (а значит, и прочнее) слой сусального золота для украшения деталей фонтана на ВВЦ — на “Дружбу народов” пошли уже настоящие “фолианты”, в которых золота аж 2,5 грамма! (Таким же сусальным золотом покрывают обычно купола храмов — толщина пленки достигает 0,4 микрона.)

В цехе работает всего 13 златокузнецов. (“В прежние времена мы шутили, что их столько же, сколько членов Политбюро”, — улыбается Карамзин.) Секреты профессии здесь передаются, что называется, из рук в руки. Новичка ставят рядом с опытным мастером, и он в течение полугода перенимает у него все навыки.

— Из пяти пришедших к нам остаются работать двое. Златокузнецом может быть лишь человек, имеющий привычку к монотонному труду, к физическим нагрузкам, но в то же время обладающий способностью переключаться на скрупулезную “мелкую” работу, где требуется особая точность движений — словно у часового механизма.

Наше сусальное золото украшает тысячи церквей и других архитектурных сооружений, — продолжает Карамзин. — Им, например, покрыты кресты храма Христа Спасителя, “корона” Большого Кремлевского дворца, купола всех соборов в Кремле (за исключением Успенского), сейчас восстанавливают покрытие главного купола храма Василия Блаженного... Много книжек уехало в Петербург для реставрации памятников истории и архитектуры к юбилею города, в числе которых — знаменитый шпиль собора Петропавловской крепости, увенчанный фигурой ангела с крестом... Работая здесь, в цехе сусального золота, можно совершенно объективно оценивать ситуацию с возрождением храмов в России. В последние годы спрос на нашу продукцию значительно увеличился, значит, церквей строится и восстанавливается все больше. За месяц мы выпускаем сейчас 3000 книжек — 1500 квадратных метров позолоты, — но это не предел. “Запас мощности” у наших златокузнецов еще не исчерпан.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру