Девочка с севера

11 июля 2003 в 00:00, просмотров: 317

До исторического пришествия Бьорк в Россию осталось меньше недели. Главная интрига грядущей музсенсации заключается в том, что до сих пор никто толком не знает, чем закончится этот концерт. Бьорк девушка совершенно непредсказуемая, и поэтому ее намерения и конечный результат живут, как правило, на разных планетах. Устроители концерта — частная пивоварня “Тинькофф” — обещают красивое световое шоу и старинные инструменты. Впрочем, это может быть лишь верхушкой исландского музыкального айсберга, и поэтому промоутеры, как специалисты по непредсказуемой музыке (“Тинькофф” не так давно привозили в Москву и Питер Дейва Гэхена, и “Massive Attack”), советуют готовиться к сюрпризам и импровизациям. В подтверждение того, что Бьорк целиком состоит из сюрпризов и импровизаций, “ЗД” предлагает хронику поступков певицы. По ним (поступкам) отчасти можно понять всю сложность душевной организации г-жи Бьорк Гудмундсдоттир.

Поступок 1 (детский)

Бьорк выросла в коммуне хиппи, и это обстоятельство должно было воспитать у девочки лютую ненависть к любой работе. Однако уже в 11 лет малютка начала самоотверженный музыкальный труд. Наивные песенки Бьорк очень понравились ее преподавательнице в музыкальной школе. Дама отнесла демо-кассету на радио, а потом девочкой заинтересовалась местная фирма грамзаписи, которая предложила Бьорк записать пластинку. В самый первый альбом будущей звезды вошли исландские фольклорные песни, кавер-версии хитов 70-х (“Christopher Robin” Мэлани, “Your Kiss Is Sweet” Стиви Уандера и “Fool On The Hill” “The Beatles”), а также инструментальная композиция, написанная самой Бьорк. После релиза альбома мисс Бьорк стала знаменитостью национального масштаба, эдаким исландским музвундеркиндом. От нее ждали продолжения, но оно (продолжение) получилось более чем странным.

Поступок 2 (неформальный)

Вундеркинд вдруг перестал интересоваться фольклором и увлекся панк-роком. В 1979 г. Бьорк сколотила команду под названием “Exodus”. Потом возникает банда “Jam 80”, затем “Tappi Tikarrass” (можно перевести как “Заткни суке зад”), после — “Kukl” (“Колдовство”). Главным итогом всего этого панк-угара стала свадьба Бьорк и музыканта Тора Элдона, а потом рождение сына Синдри. Чуть ли не в этот же день была основана группа “Sugarcubes”, которая явилась первым по-настоящему успешным проектом Бьорк и ее друзей. “Sugarcubes” стали неформальным хитом в Англии и Америке, любимцами музыкальных критиков и маргинальной молодежи. Казалось, у коллектива отменное будущее, но это только казалось.

Поступок 3 (революционный)

Бьорк надоело играть в панк-группе, отношения с мужем расстроились, и вот в 1993 г. певица вместе с сыном переезжает в Лондон. Там происходит кардинальная смена музориентации, и Бьорк начинает плавание по океану электронной музыки. В ходе рейв-революции электроникой кто только не увлекался. Смена гитары на компьютер с сэмплами, наверное, самый типичный конъюнктурный ход тех времен. Но исландской неформалке повезло, потому как она познакомилась с правильными людьми, а именно: с продюсером Нелли Хупером (работал с “Soul II Soul” и “Massive Attack”), участниками группы “Underworld” и Трики. Все они изъявили желание помочь певице с сольным альбомом. В июне 1993 г. появился сингл “Human Behaviour”. Композиция буквально перепахала все чарты в Европе и пользовалась огромным успехом в Америке. Таким образом, пластинка “Debut” была просто обречена на триумф и стартовала на 3-м месте в британском Top 40. Потом было “золото” в Америке, “платина” в Великобритании, титул “альбом года” от влиятельного музыкального еженедельника “New Musical Express”, а также награды “вокалистка года” и “открытие года” на премии Brit Awards. “Новое музыкальное направление” и “самая оригинальная звезда 90-х” — жутко банальные характеристики, но именно они имеют к певице прямое отношение. За оригинальностью г-жа Бьорк Гудмундсдоттир действительно в карман не лезет.

Поступок 4 (бескомпромиссный)

В 1995 г. Бьорк прокатила саму Мадонну. Поначалу все было хорошо. Бьорк с Нелли Хупером и Мариусом Де Врисом написали для поп-дивы песню “Bedtime Stories”, которая вошла в одноименный альбом Мадонны. Г-жа Чикконе как дама, обладающая сверхъестественным чутьем на все модное, поняла, что соавторства мало, и предложила Бьорк спеть дуэтом. Каково же было удивление Мадонны, когда Бьорк сначала отказалась, а потом еще и использовала несколько строчек из “Bedtime Story” в своей песне. Надо отметить, что это был далеко не последний экстравагантный поступок в биографии Бьорк.

Поступок 5 (показательный)

За свою карьеру г-жа Бьорк Гудмундсдоттир освоила немало концертных залов. Были маленькие клубы, огромные стадионы, театры и много чего еще. Не было Лондонской королевской оперы, зала, куда наотрез отказываются пускать неклассических артистов. Видимо, для Бьорк выступление именно в этом зале стало вопросом престижа, и после долгих переговоров исландскую звезду все же пустили под своды респектабельного зала. Концерт получился весьма показательным. Оркестр из 40 человек, хор из Гренландии, американский электронный дуэт “Matmos” и чуть ли не тонна искусственного снега. Такого в Королевской опере никогда не было и скорее всего никогда не будет. По окончании двухчасового действа все приглашенные VIP’ы встали и устроили оглушительную овацию. Говорят, что PJ Harvey, подружка и соратница Бьорк, чуть не расплакалась. То ли от счастья, то ли от зависти.


Бьорк. С/к “Олимпийский”. 17 июля.

Заказ билетов по тел. 995-95-20.




Партнеры