До исторического пришествия Бьорк в Россию осталось меньше недели. Главная интрига грядущей музсенсации заключается в том, что до сих пор никто толком не знает, чем закончится этот концерт. Бьорк девушка совершенно непредсказуемая, и поэтому ее намерения и конечный результат живут, как правило, на разных планетах. Устроители концерта — частная пивоварня “Тинькофф” — обещают красивое световое шоу и старинные инструменты. Впрочем, это может быть лишь верхушкой исландского музыкального айсберга, и поэтому промоутеры, как специалисты по непредсказуемой музыке (“Тинькофф” не так давно привозили в Москву и Питер Дейва Гэхена, и “Massive Attack”), советуют готовиться к сюрпризам и импровизациям. В подтверждение того, что Бьорк целиком состоит из сюрпризов и импровизаций, “ЗД” предлагает хронику поступков певицы. По ним (поступкам) отчасти можно понять всю сложность душевной организации г-жи Бьорк Гудмундсдоттир.
Бьорк выросла в коммуне хиппи, и это обстоятельство должно было воспитать у девочки лютую ненависть к любой работе. Однако уже в 11 лет малютка начала самоотверженный музыкальный труд. Наивные песенки Бьорк очень понравились ее преподавательнице в музыкальной школе. Дама отнесла демо-кассету на радио, а потом девочкой заинтересовалась местная фирма грамзаписи, которая предложила Бьорк записать пластинку. В самый первый альбом будущей звезды вошли исландские фольклорные песни, кавер-версии хитов 70-х (“Christopher Robin” Мэлани, “Your Kiss Is Sweet” Стиви Уандера и “Fool On The Hill” “The Beatles”), а также инструментальная композиция, написанная самой Бьорк. После релиза альбома мисс Бьорк стала знаменитостью национального масштаба, эдаким исландским музвундеркиндом. От нее ждали продолжения, но оно (продолжение) получилось более чем странным.
Вундеркинд вдруг перестал интересоваться фольклором и увлекся панк-роком. В 1979 г. Бьорк сколотила команду под названием “Exodus”. Потом возникает банда “Jam 80”, затем “Tappi Tikarrass” (можно перевести как “Заткни суке зад”), после — “Kukl” (“Колдовство”). Главным итогом всего этого панк-угара стала свадьба Бьорк и музыканта Тора Элдона, а потом рождение сына Синдри. Чуть ли не в этот же день была основана группа “Sugarcubes”, которая явилась первым по-настоящему успешным проектом Бьорк и ее друзей. “Sugarcubes” стали неформальным хитом в Англии и Америке, любимцами музыкальных критиков и маргинальной молодежи. Казалось, у коллектива отменное будущее, но это только казалось.
Бьорк надоело играть в панк-группе, отношения с мужем расстроились, и вот в 1993 г. певица вместе с сыном переезжает в Лондон. Там происходит кардинальная смена музориентации, и Бьорк начинает плавание по океану электронной музыки. В ходе рейв-революции электроникой кто только не увлекался. Смена гитары на компьютер с сэмплами, наверное, самый типичный конъюнктурный ход тех времен. Но исландской неформалке повезло, потому как она познакомилась с правильными людьми, а именно: с продюсером Нелли Хупером (работал с “Soul II Soul” и “Massive Attack”), участниками группы “Underworld” и Трики. Все они изъявили желание помочь певице с сольным альбомом. В июне 1993 г. появился сингл “Human Behaviour”. Композиция буквально перепахала все чарты в Европе и пользовалась огромным успехом в Америке. Таким образом, пластинка “Debut” была просто обречена на триумф и стартовала на 3-м месте в британском Top 40. Потом было “золото” в Америке, “платина” в Великобритании, титул “альбом года” от влиятельного музыкального еженедельника “New Musical Express”, а также награды “вокалистка года” и “открытие года” на премии Brit Awards. “Новое музыкальное направление” и “самая оригинальная звезда 90-х” — жутко банальные характеристики, но именно они имеют к певице прямое отношение. За оригинальностью г-жа Бьорк Гудмундсдоттир действительно в карман не лезет.
В 1995 г. Бьорк прокатила саму Мадонну. Поначалу все было хорошо. Бьорк с Нелли Хупером и Мариусом Де Врисом написали для поп-дивы песню “Bedtime Stories”, которая вошла в одноименный альбом Мадонны. Г-жа Чикконе как дама, обладающая сверхъестественным чутьем на все модное, поняла, что соавторства мало, и предложила Бьорк спеть дуэтом. Каково же было удивление Мадонны, когда Бьорк сначала отказалась, а потом еще и использовала несколько строчек из “Bedtime Story” в своей песне. Надо отметить, что это был далеко не последний экстравагантный поступок в биографии Бьорк.
За свою карьеру г-жа Бьорк Гудмундсдоттир освоила немало концертных залов. Были маленькие клубы, огромные стадионы, театры и много чего еще. Не было Лондонской королевской оперы, зала, куда наотрез отказываются пускать неклассических артистов. Видимо, для Бьорк выступление именно в этом зале стало вопросом престижа, и после долгих переговоров исландскую звезду все же пустили под своды респектабельного зала. Концерт получился весьма показательным. Оркестр из 40 человек, хор из Гренландии, американский электронный дуэт “Matmos” и чуть ли не тонна искусственного снега. Такого в Королевской опере никогда не было и скорее всего никогда не будет. По окончании двухчасового действа все приглашенные VIP’ы встали и устроили оглушительную овацию. Говорят, что PJ Harvey, подружка и соратница Бьорк, чуть не расплакалась. То ли от счастья, то ли от зависти.
Бьорк. С/к “Олимпийский”. 17 июля.
Заказ билетов по тел. 995-95-20.