Перекати-голь

Пассажиры купе услышали сопение, ворчание… Один из матрасов на третьей, хозяйственной полке зашевелился, и из-за него показалась лохматая голова чумазого ребенка: “Ох, ну и жара… А можно я лучше с вами посижу?” На ближайшей станции ревущего “зайца” передали в руки детских инспекторов.

Летом дачники штурмуют переполненные электрички, отпускники скупают билеты на юг... Вместе с ними пытаются проскользнуть на море и дети улиц — московские беспризорники. Милиционеры постоянно отлавливают их на “курортных” маршрутах.

Московские приюты для беспризорников сегодня заполнены только на треть. Не увидите вы ребят и на привычных местах промысла — в залах ожидания московских вокзалов. Политика московских властей — убрать всех ничейных детей с улицы — в действии. Правда, убрать ребенка с улицы — это еще не значит дать ему новый дом и новую жизнь. Чаще всего при механической перемене мест судьба у маленького бомжонка остается прежней. Ничейной.

— Конечно, в Москве им сейчас житья нет, — уверяли меня в комнате по делам несовершеннолетних Курского вокзала. — Каждый день снимаем нарушителей с поезда. Сейчас намного упростилась процедура оформления беспризорника во временный приют — за 2—3 часа выносится решение. Мимо нас просачиваются единицы. А на вокзале вы ни одного не найдете…

Я все же решила проверить — в конце концов, беспризорникам и летом кушать хочется, значит, где-то они должны добывать деньги на прокорм. Долго искать не пришлось: сладкая парочка с характерными заедами вокруг губ и носа (следы от клея) ошивалась у входа на вокзал. Подхожу к дежурному в здании вокзала:

— Вон беспризорники! — те прекрасно просматриваются через окна.

На что мне флегматично замечают:

— Они не на нашей территории… Это площадь ОВД “Басманного”, к ним и обращайтесь…

Вернулась назад к мальчишкам, и вот что они рассказали:

— Мы живем в Подмосковье, в Серпухове, на Наре… Там нас никто не трогает. В Москву ездим только на заработки — и тут же назад. А еще хорошо на Химкинском водохранилище — нам пацаны рассказывали.

На вопрос, чем они промышляют, мальчишки ответили, что “менты” работать им не дают: “Даже в зале ожидания теперь нельзя появиться”. Хотя лето — время денежное: от жары и сутолоки пассажиры теряют бдительность... Мои собеседники наизусть знают, во сколько отходит поезд до Серпухова. На платформе ждать, пока подадут поезд, не резон — рядом ЛОВД. Поэтому в назначенное время, когда электричка уже готова тронуться, они влетают в вагон.

Один из ребят прошлым летом пытался добраться до Геленджика, но был пойман кондуктором за чертой Москвы и отправлен в пресловутый временный приют. Из временного его распределили в постоянный — в Орехове-Зуеве, откуда он и утек.

— И вот я снова здесь, — улыбается до ушей сорванец.

Самый заядлый путешественник из их привокзальной компании — беспризорник Ельцин (так его прозвали за ловкое подражание бывшему президенту). “Он объездил весь Крым”, — завидуют мальчишки. Как бездомный ребенок может пересечь границу с Украиной, когда это и добропорядочному гражданину порой не под силу — таможня, пограничники у всех документы проверяют?

— Да запросто, — убеждает меня инспектор по делам несовершеннолетних Курского вокзала Михаил Дулин. — Проверяют в основном поезда, а бомжата ездят на 4—5 электричках с пересадками. От Белгорода до Харькова не так далеко — а все составы все равно не проверяют. Ну, бывает, высадят ребенка на какой-нибудь станции, так он на следующей электричке добирается. Границу можно, в конце концов, перейти и пешком...

Иногда кондуктору приходится бегать за беспризорниками по всему составу, но те всегда могут спрятаться под лавкой или закрыться в туалете... Кстати, некоторые умудряются пролезть без билета даже в поезда дальнего следования.

— Группы детей сейчас едут в лагеря. Беспризорники в них незаметно вливаются — разве за ними уследишь? — говорят инспектора. — Одеты они не хуже домашних детей, от них не воняет, как от взрослых бомжей: в жару моются в речке. Так что отличаются только поведением — шебутные больно...

Мои знакомые с Курского действительно отличались от обыкновенных подростков только наличием пакетиков с клеем. А так — те же кроссовки, широкие штаны, бейсболки... Такой же недавно присоединился к группе до “Артека”. Все дети расселись по местам, а этому не хватило... Обидно. Он и давай отнимать билет у одного очкарика. Благо, в вагоне с детьми всегда едет милиционер — вычислил нахала в два счета.

На курорте беспризорники занимаются тем же, чем и в столице: подворовывают, попрошайничают в забегаловках... “Солнце, море, красота-а... Многие на юге даже бросают дышать клеем”... — мечтают мальчишки. Однако добираются до синего моря только самые везучие.

Одного их дружка недавно поймали уже в Симферополе. Милиционеры обратили внимание: мальчонка слез с электрички и пошел один. Когда схватили мальца за шиворот, он не растерялся: “Отстал от родителей — теперь найти не могу”. И только в отделении выяснили, что он с московского вокзала прибыл. В результате посадили в обратную электричку и строго-настрого приказали ехать назад, в Москву...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру