“Курск” поднял Видяево со дна

В последнее воскресенье июля каждый год начиная с 1939-го наша страна отмечает День Военно-морского флота. Каждый год министр обороны приезжает в этот день на один из четырех российских военно-морских флотов. В 2001 году он был на Тихоокеанском флоте, в 2002-м — на Балтийском. В этом году настала очередь Северного флота, самого молодого и самого мощного, на котором сосредоточено 80% всей нашей “морской” ядерной силы.


“Столица” Северного флота — город Североморск. Здесь находится штаб, все командование, здесь стоит у причала краса и гордость ВМФ — тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий”.

Естественно, Североморск и стал главной ареной воскресного праздника. Впрочем, начался праздник еще раньше — в субботу, когда министр обороны отправился в гарнизон Видяево, расположенный в полутора часах езды от Североморска, — почтить память погибших подводников.

Как живут видяевцы сегодня, спустя 2 года после гибели “Курска”? Какие-то изменения есть, конечно. Многие из тех, кто потерял родных, уехали, поскольку была возможность получить квартиру в больших городах. Ведь Видяево небольшой городок: население — 8,6 тыс. человек, предприятий никаких нет, работа — только у подводников. Кстати, перед трагедией с “Курском” командование уже начинало склоняться к тому, что базы подводных лодок здесь надо закрывать, переводить в другие гарнизоны, так что Видяево было практически обречено на вымирание.

Теперь же ни о каком вымирании речи нет. На берегу залива по указанию президента строится наисовременнейший спортивный комплекс с бассейном, водяными горками и противотоками. Строители говорят, что сдадут его к 1 октября, однако неясно, как этот комплекс будет окупаться. В самом Видяеве не так много детей, да и денег, чтоб платить за абонемент, у жителей тоже не так много. А из соседних гарнизонов добираться сложно. Так что широкий жест Путина, потрясенного унынием, царившим в Видяеве 2 года назад, возможно, потребует еще немало расходов от местных властей, которым придется содержать город за счет своих средств.

Кроме бассейна министру обороны в Видяеве показали сияющий отремонтированный штаб, музей 7-й дивизии атомных подводных лодок с душераздирающей экспозицией по “Курску” и, конечно, сами подводные лодки.

Всего у причала стояло 5 подлодок (практически вся дивизия, как сказал начштаба). Министра обороны повели на самую большую — атомный подводный крейсер “Воронеж”, аналог погибшего “Курска”. Журналистов туда не пригласили, так что не могу рассказать, чем занимался министр. Зато нам показали другую субмарину — “Даниил Московский” — не такую огромную, но тоже весьма опасную из-за двухтонных торпед, предназначенных для авианосцев противника.

Для самих подводников приезд столь высокого начальства был страшным напряжением. Чувствовалось, что готовились они уже давно, все продумали, каждую мелочь, даже матросов одели во все новое. Но все равно нервничали. А вдруг что-то упущено? Но проколов не было.

Весь Северный флот размещается в нескольких гарнизонах, расположенных по берегам Кольского залива. В Видяеве очень маленький гарнизон. Зато в Полярном, куда министр отправился открывать памятник погибшим морякам, народу проживает в четыре раза больше, и почти все собрались в субботу на площади.

Памятник “Морская душа”, работа скульптора Льва Кербеля, был открыт со всей положенной торжественностью. Парад, цветы, речи, белая простыня, упавшая с могучего матросского торса... Граждане аплодировали, памятник им очень понравился. Правда, они говорили, что уже где-то видели такого героического бронзового матроса с автоматом в руке. И не один раз. Но ведь иначе “морскую душу” и не изобразишь, верно?

Кроме того, на них хорошее впечатление произвел министр обороны. “Говорит спокойно, уверенно, — объяснили мне мужчины, стоявшие рядом в толпе. — Все буквы выговаривает...” Короче, неизбалованный народ живет за Полярным кругом.

А сам праздник ВМФ открылся в воскресенье, когда министр обороны поднялся на борт “Петра Великого”, и ровно в 9 утра на всех кораблях одновременно были подняты флаги, сразу придавшие североморскому рейду чрезвычайно праздничный вид.

Потом еще был парад кораблей и поздравление министра, зачитанное на борту единственного российского авианосца “Адмирал Кузнецов”, и парад войск Североморского гарнизона, и роскошный водноспортивный праздник со всплытием подводных лодок, выстрелами из салютной пушки большого противолодочного корабля “Адмирал Чабаненко”, высадкой морского десанта и показательными полетами истребителей единственного в нашей стране авиаполка морской авиации.


P.S. Такого еще не было. В канун Дня ВМФ в Воронеже осквернены могилы. Не чьи-нибудь — погибших моряков с подводной лодки “Курск”. Разбиты мраморные надгробия, отковыряны фотографии... Это невозможно даже комментировать...

Громили могилы целенаправленно. Погромщиков увидела мать солдата, погибшего в Чечне, пришедшая в этот день на кладбище. Она и позвала на помощь работников погоста. Но догнать паскудников не удалось: как все звери, они быстро бегают.

“Такое впечатление, что второй раз у меня на глазах убили сына”, — говорит мать капитан-лейтенанта Сергея Кокурина, с чьей могилой нелюди обошлись столь безжалостно. “Я не сомневаюсь, что те, кто это сделал, — ровесники наших мальчиков. И я, как и все родители, чьи дети не вернулись домой, выполнив свой долг перед страной, очень бы хотела посмотреть в глаза и этим ребятам, и их родителям” — это слова матери капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру