Штатная ситуация

Наш специальный корреспондент Мэлор СТУРУА передает из Нью-Йорка при свечах

Этот день войдет в историю: 14 августа в четыре часа дня по восточному, то есть нью-йоркскому времени на огромной части территории Соединенных Штатов погас свет. В течение считанных минут одновременно вышли из строя 20 основных и 100 независимых электростанций, полмиллиона миль линий электропередачи, 6000 генераторов. Произошло то, что американцы назвали “блэкаут”: по-русски это можно перевести как “полный мрак” или, без преувеличения, “конец света”.

Чтобы перегрузка не отключила всю энергосистему северо-востока страны, перестали давать ток и не затронутые аварией атомные и иные электростанции. До 50 миллионов человек лишились света. Искусственная тень пала на штаты Нью-Йорк, Нью-Джерси, Мичиган. Она охватила Нью-Йорк и 12 других городов и распространилась на запад — до городов Толедо, Детройт, Кливленд (последний в штате Огайо), а на севере — до Торонто и Оттавы (Канада).

В Нью-Йорке вышел из строя сабвей. В момент блэкаута под землей оказались 500 поездов метрополитена. 35 железнодорожных поездов замерли на Лонг-Айленде. Закрылись все три аэропорта: нью-йоркский “Либерти”, “Ла Гардиа” и имени Кеннеди. Полиция и пожарные службы включили запасные генераторы. Была отложена встреча между бейсбольными мастодонтами “Метс” и “Янки”. Железнодорожная система “Амтрак” остановила все свои поезда. Мэр Нью-Йорка Блумберг призвал горожан выключить все электроприборы, а губернатор штата Нью-Йорк Патаки объявил чрезвычайное положение. Правда, до развертывания частей национальной гвардии дело не дошло. Власти ограничились тем, что вывели на улицы 40 тысяч полицейских.

Мера сия была более чем необходима. На улицы одного лишь Нью-Йорка вышел один миллион человек! Лишенные электричек и метро, они шли домой пешком, делая частые привалы в пивных барах и иных злачных местах, где нагружались при свете свечей.

Полиция бдела, опасаясь драк, погромов, грабежей. Людей вытаскивали из туннелей метро, с эскалаторов, из лифтов... Нестерпимую жару еще более усилил “паралич” кондиционеров. Госпитали принимают пациентов лишь в экстренных случаях. Медицинские службы обеспокоены судьбой сотен тысяч больных, сидящих на диализе или пользующихся иными электрическими аппаратами, обеспечивающими их жизнедеятельность. Исторические достопримечательности вроде статуи Свободы и стратегически важные объекты оказались под усиленной охраной.

Что же произошло? Пока что на сей счет исчерпывающего ответа еще нет. Иван кивает на Петра, а Петр — на Ивана. Премьер-министр Канады обвиняет электрокомпанию “Кон Эдиссон”, министр обороны Канады — атомные электростанции в штате Пенсильвания. Все они в свою очередь отвергают эти обвинения канадских властей. Распространилась даже версия о “силах небесных” в виде молнии, ударившей по Ниагарской сверхперегруженной энергосистеме.

Страна, охваченная страхом перед терроризмом, легко впадает в панику по куда более невинным причинам. Но на сей раз этого не произошло. Надо отдать должное жителям Нью-Йорка: не было ни паники, ни жертв. (Пивной пир во время черной чумы не в счет.) ФБР немедленно оповестило, что блэкаут — не дело рук террористов, а техническая накладка. То же самое сделали губернаторы штатов и мэры городов, пораженных им.

Затем заговорила тяжелая артиллерия в лице президента страны. В момент аварии Джордж Буш находился не на своем техасском ранчо, а в Калифорнии, где занимался сбором средств для ведения избирательной кампании. Президент похвалил власти за расторопность и успокоил сограждан, сказав, что света их лишили не террористы. Однако Буш многозначительно добавил, что эта авария — “интересный урок для страны”. Правда, Буш не расшифровал, в чем же этот “урок” заключается.

Подобный энергетический шок Америка испытала в 1996 году. Тогда он затронул 4 миллиона человек в семи штатах. И тогда, и сейчас помимо поисков непосредственных виновников и причин блэкаута идет поиск корневых факторов. Демократы, воспользовавшись мглой, навалились на республиканские администрацию и Конгресс. Они (в частности, сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон) обвиняют Белый дом и Капитолий в том, что те идут на поводу у всесильных энергетических монополий (американских чубайсов) и ставят палки в колеса законодательству, цель которого — модернизировать “устаревшую до античного состояния” энергосистему США.

Сейчас, когда передаются эти строки (при свете свечей), Америка во мгле постепенно превращается в “луч света в темном царстве”. Заработали аэропорты, хотя самолеты пока не взлетают. Гостеприимный мэр Блумберг пообещал крышу всем, кто застрял в Нью-Йорке из-за аварии (ваш покорный слуга в том числе). Город на Гудзоне последним получит электричество, поскольку он забирает его больше всех. Поэтому, если бы начали с Нью-Йорка, энергосистема северо-востока страны могла бы вновь выйти из строя.

И последнее. Блэкаут никак не отразился на функционировании банковской системы. Город желтого дьявола продолжал делать бизнес, даже погруженный в кромешную тьму. Оказывается, деньги не только не пахнут, но и не гаснут. Конечно, если они американские доллары.

ЭЛЕКТРОШОК И ТРЕПЕТ

Хотя эксперты еще очень осторожны в оценке случившегося, все же картина блэкаута более-менее проясняется.

Сбой в 345000-вольтовой линии Ниагарского энергетического комплекса был главной причиной техногенной катастрофы, охватившей часть США и Канады. Но не первопричиной. Дело в том, что Канада — энергетический донор США: Квебек, Нью-Фаундленд, Лабрадор за последние годы непрерывно наращивали поставки электроэнергии в северо-восточные районы Штатов. Таким образом, электрические сети двух стран слились как бы в единую кровеносную систему. “Кровь” — электричество — текла по ней неравномерно, переливаясь через энергетические узлы и сети, построенные в разное время, даже в разные технологические эпохи. Слабость такой системы давно была очевидна. Сейчас американские демократы упрекают республиканцев за то, что те заблокировали проект 2001 года, предусматривавший затратить 350 млн. долларов на программу по модернизации национальной энергосети. Проект завис между Сенатом и Конгрессом, но сейчас о нем немедля вспомнили.

Между тем Нью-Йорк оказался обесточен в один миг именно оттого, что прекратилось поступление электричества, питавшего системы управления этими реакторами. Электричество к ним поступало извне: из Канады — в северные штаты США, затем, через злополучный Ниагарский энергокомплекс, на северо-восток, в том числе — в Нью-Йорк, Олбани, Кливленд, другие города и далее до Флориды. “Сбой в Ниагарской системе автоматически затронул соседние энергосистемы, которые представляют собой единое целое”, — пишет “Washington Post”. Поэтому электрический коллапс в США через ту же “кровеносную систему” бумерангом ударил и по “донору” — Канаде, также погрузившейся во тьму.

Кто-то за это заплатит: Канада — США или США — Канаде — звонкой монетой, а стрелочники из энергетических ведомств — своими постами. Население обеих стран уже заплатило — ночью страха.

ЖИЗНЬ ВО МРАКЕ

С высоты птичьего полета в этот день Нью-Йорк выглядел как гигантский муравейник. Живые ручьи текли по улицам и мостам. Когда мэр Блумберг с когортой секьюрити и свитой репортеров лично прибыл на Бруклинский мост, ему с трудом расчистили тропинку среди огромной людской “пробки”.

Блумберг говорил больше часа. Но что он мог сказать?! Всевластный мэр-миллионер беспомощно разводил руками: “Вы видите теперь, как мы зависим от электричества...”

Впрочем, глава города был преисполнен оптимизма: к тому времени к нему уже поступили сообщения, что эвакуация пассажиров поездов, застрявших в подземке, проведена успешно, жертв нет. Что черный дым, поднявшийся над электростанцией “Консолидейшн Эдисон” в Нижнем Манхэттене, — это не диверсия, а результат экстренного отключения оборудования. А главное — в городе не грабили, не убивали, и, похоже, спецназу особого антитеррористического подразделения “Атлас”, немедленно поднятому по тревоге, нечего было делать. Как и двум истребителям “F-16”, примчавшимся патрулировать небо над городом.

“Помолимся, чтобы никто не умер”, — с облегчением сказал Блумберг, посоветовав нью-йоркцам хранить спокойствие и больше пить, чтобы избежать обмороков и тепловых ударов.

Но население и без того кинулось опустошать пивные точки. Было выпито море пива, пока оно не успело потеплеть, и съедены все запасы мороженого, пока оно не успело растаять. Продавцы сбывали товар за бесценок — все равно пропадет... Говорят, паники не было. И все же — город в полной мгле не слишком располагает к душевному спокойствию.

— Страшно, — говорит 26-летний Джованни Леонардо. Он стоит в толпе из 200 человек на Таймс-сквер в напрасном ожидании автобуса на Стэйтен-айленд. — Никто не знает, что происходит. Все в панике. Город — в отключке!

“В отключке” оказался и нервный центр цивилизации — ООН.

— Тревожно, хотя я пытаюсь сохранять спокойствие, — признается Арон Дэвид, который только что покинул обесточенное ооновское здание. — Я был здесь 11 сентября 2001 года. Такого не должно происходить!

Невозмутим и хладнокровен лишь старик китаец, который сторожит магазин на 125-й улице в Гарлеме. Без оружия, в шортах и рубахе с короткими рукавами, он пожимает плечами:

— Грабежи? Чушь! Сейчас другое поколение.

Он, кажется, прав. Америка ждала повторения “ночи кошмара” 1977 года. Ту ночь хорошо помнит Марио Фернандес из Бруклина. Тогда ему было всего 18 лет, и он состоял в уличной банде, когда в городе наступил конец света. В разграбленных магазинах Марио тогда разжился пятью телевизорами, двумя стереосистемами, золотой цепочкой...

— О, это были времена! — смеется остепенившийся Марио, который давно сменил фомку на отвертку и работает механиком по кондиционным системам. — Сейчас все иначе...

Волна тьмы, накрывшая юго-восток США, достала и Кливленд, где в больнице, подключенный к аппарату искусственного жизнеобеспечения, лежит Гейдар Алиев. Репортеры разговорили сиделку госпиталя Ольгу Кропко. К счастью, больница, по ее словам, имеет собственный генератор и держится: “Но там внутри очень жарко. Кондиционеры отключены...”

А специалисты-энергетики, кивая друг на друга, пытаются вывести предварительный диагноз случившегося.

— Мы сверхдержава с электропроводкой страны третьего мира! — в сердцах бросил один из них прессе.

РОССИЯ — НЕ АМЕРИКА
Эксперты “МК” считают, что подобных аварий у нас произойти не должно

Насколько возможно повторение глобального “короткого замыкания” в России? Слово — “главному энергетику” России Анатолию ЧУБАЙСУ.

— Анатолий Борисович, как вы оцениваете то, что случилось в Америке?

— Давать какие-либо оценки пока рано. Мы сформировали специальную аналитическую группу, которая должна детально проанализировать случившееся и сделать выводы, что необходимо предпринять нам, чтобы подобного не произошло.

Между тем уже сейчас могу сказать, что это крупнейшая авария в истории мировой энергетики. Можно назвать ее уникальной, поскольку подобного еще не было. Слава богу, обошлось без жертв, но отключенные мощности составили 61,8 тыс. мегаватт. Для сравнения: общее потребление в России — 215 тыс. мегаватт.

Мы можем предположить, как развивались события: исходящий фактор — либо пожар, либо молния. Дальше должно было произойти автоматическое отключение потребителей, однако этого не случилось, система дала сбой, и начали отключаться электростанции. Надо отметить, что в этом регионе произошедшая авария — уже третья по масштабам, были еще и мелкие. Для нас это хороший урок: значит, в системе есть большие проблемы. Конечно, не могу говорить за другое государство, но нам следует сделать серьезные выводы.

— Джордж Буш заявил, что это не может быть терактом. Что скажете по этому поводу?

— С технологической точки зрения я тоже считаю, что теракт крайне маловероятен. Безусловно, в связи с трагическими событиями как в России, так и в США предположения о возможных терактах звучали и будут звучать. Мы принимаем все необходимые меры по дополнительной охране объектов энергетики. Детали по понятным причинам раскрывать вам не буду.

— Какова вероятность того, что нечто подобное может произойти у нас?

— За последние 5 лет наша энергетика отошла от опасной черты. У нас сформировался так называемый фактор запаса уверенности. Но в то же время энергетика — это такая сфера, где нельзя расслабляться ни на час, ни на минуту. Именно поэтому мы и приступаем к детальному анализу американских событий.

В любом случае между нашими системами существует принципиальное отличие. Советский или российский вариант — централизованный. Конечно, в этом есть свои недостатки, но и преимущества тоже. Наши длинные сети передачи электроэнергии — это самый важный фактор надежности. У американцев же каждый регион выстраивает свою сеть отдельно, и между собой они никак не связаны. Выходит, что такая схема более устойчива, но не выдерживает аварий. Мы в этом смысле более защищены.

— По вашим прогнозам, когда в Америке будет восстановлено электроснабжение?

— Я представляю, что сейчас происходит на пульте управления. Энергию, как известно, ведрами не завезешь. А посему это долгий и кропотливый труд. Как я предполагаю, речь идет максимум о сутках. Для сравнения: в России максимальная потеря мощности за всю историю была всего на час-полтора.

Москвичи могут опасаться, что их затопят соседи, что зимой дороги утонут в снегу, что начнется ядерная война... Но отключение электроэнергии по-американски им не грозит. Об этом в интервью заявил “МК” генеральный директор Мосэнерго Аркадий ЕВСТАФЬЕВ.

— Наши сети принципиально отличаются от американских, — утверждает он. — У американцев единой энергетической системы, обеспечивающей перетоки энергии из одного региона в другой, нет. Как нет и единого диспетчерского центра, подобного российскому системному оператору. Возможно, там села какая-то одна подстанция, сразу же резко выросли нагрузки на межсистемные связи, и те, не выдержав напряжения, дали сбой.

Несколько лет назад у нас начали внедрять противоаварийную автоматику. У нее одна функция: при возникновении кризисных ситуаций отключать потребителей. Ведь что происходит при аварии? Вот, например, нагрузка зашкаливает, и в одной линии происходит сбой. Нагрузка начинает идти по другим линиям, и они “отваливаются” одна за другой. А наша система защиты отрубает потребителя и тем самым снижает нагрузку. Даже если отключился целый район (техника есть техника, а энергетика — сложнейший механизм) — наша система выживет.

— И сколько времени тогда придется устранять неполадку?

— По-разному. У нас все зависит от категории питания, которую выбирает сам потребитель. Например, если категория первая, самая дорогая, то можно управиться в считанные минуты. Если вторая — норматив три часа. Третья — шестнадцать часов. У нас бывали случаи повреждения линий, и еще ни разу ремонтные работы не занимали более четырех часов. По отношению к первому полугодию прошлого года количество инцидентов снизилось на 13%.

— А вы модернизируете свою систему защиты?

— Конечно, постоянно модернизируем. Внедряем новинки — т.н. элегазовое оборудование, сухие кабели.

— Помнится, недавно в Москве отрубился целый район — Бескудниково...

— Это было 22 мая. Загорелся трансформатор тока, но поймите: он был 1955 года выпуска. В среднем износ сетей у нас составляет 60 процентов, в некоторых случаях доходит даже до ста. Нельзя пренебрежительно относиться к электроэнергетике! Сейчас все на популистской волне обещают снизить тарифы на электроэнергию. А вот в Штатах киловатт-час стоит в 2—3 раза дороже, чем у нас, и сети там совсем в другом состоянии. Но вы же видите, что творится в Нью-Йорке! Можно энергетиков ругать, но нельзя ими пренебрегать.

— И все же, даже гипотетически, может какой-нибудь талантливый “электрик” разом погасить в Москве свет?

— Нет, такое абсолютно невозможно.

Первый заместитель мэра столицы Петр АКСЕНОВ на вопрос “МК”, возможно ли возникновение подобной ситуации в Москве, ответил, “что ни москвичам, ни россиянам беспокоиться не о чем”.

— Россия не Америка, — заявил глава городского хозяйства, — у нас другие принципы организации системы энергоснабжения. Еще во времена СССР была создана единая энергетическая система, позволяющая в случае крайней необходимости перебрасывать электроэнергию из одного региона в другой. Кроме того, к примеру, в Москве каждый электрический кабель имеет так называемый кабель-дубль, по которому можно пустить электричество в случае ЧП. Страховка от неожиданностей в данном вопросе очень высока и продумана до мелочей.

ЗВЕЗДАМ СВЕТ НЕ НУЖЕН

Что русскому здорово, то штатнику — ни боже мой. Вчерашняя общеамериканская программа-акция “Тушите свет” — очередное тому подтверждение. Наши звезды тоже нередко оказывались в беспросветной ситуации, но ничего, светят по-прежнему, живы, здоровы и очень даже упитанны.

Светлана СОРОКИНА, телезвезда:

— Я застревала в лифте неоднократно, но, слава богу, ненадолго. Зато в поселке, где я живу, как только проходит курьерский поезд — у нас сразу отключается свет. А давным-давно в Питере я застряла в метро на 20 минут. Ощущения — врагу не пожелаешь. Тогда я поняла, что боюсь замкнутого пространства...

Юлия БОРДОВСКИХ, телезвездочка:

— В нашем садовом товариществе свет вырубается постоянно, ну и приходится сидеть при свечах. Ни телевизор посмотреть, ни почитать... Единственные часы на микроволновке останавливаются, так что остаюсь вне времени и пространства. Уехать куда-то тоже не могу: ворота не открываются. А зимой, когда батареи начинают остывать, — просто кошмар!

Иосиф КОБЗОН, мегазвезда:

— Году в 84-м я должен был лететь в Японию. Вошел в лифт своего дома на Смоленской площади и... застрял на полтора часа. Перенервничал ужасно. Когда меня освободили, до вылета всего полчаса оставалось. И моя мама, светлая ей память, говорит: езжай, сынок, может, боженька смилостивится... И действительно, самолет на три часа задержали, так что я успел.

А после войны (я еще мальчишкой был) у нас все время свет отключали. И ничего, жили. А американцы, чуть что, — в панику. Без компьютера и шагу не сделают...

СЕКС ВСЛЕПУЮ

Телевизоры не работают. Журнал или газету без света не почитаешь. По телефону с друзьями и знакомыми не пообщаешься: сети вырубились, не выдержав шквала звонков перепуганных граждан. Гулять по улицам в кромешной тьме — удел любителей особого экстрима. Банальным образом завалиться спать способны лишь люди с очень крепкими нервами. Куда податься бедному американцу в такую ночь, чем заняться? Ответ напрашивается сам собой...

Предалась ли половина Соединенных Штатов плотским утехам и повальному разврату в отсутствие других развлечений? На этот вопрос мы попросили ответить сексолога Сергея АГАРКОВА.

— На первый взгляд, создается впечатление, что во время паники человеку не до секса. Однако, как показывает жизнь, именно во время катастроф и войн начинается буйство инстинктов. В таких условиях люди перестают думать о карьере, деньгах, делах, собственном имидже и существующих в обществе условностях, на первое место выходит животное начало. Статистика подтверждает, что в периоды глобальных катаклизмов в самых разных государствах происходят резкие скачки рождаемости.

Однако не думаю, что данный случай существенно скажется на демографической ситуации в Соединенных Штатах. Все-таки население состоит не из одной только молодежи. Люди постарше скорее всего пили валерьянку и молились Всевышнему. Да и одна ночь — это, как ни крути, маловато. Вот если бы свет вырубили на месяц-другой...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру