Смехо-творящая троица

21 августа 2003 в 00:00, просмотров: 2696

Сегодня исполняется шесть лет, как не стало великого комика Юрия Никулина. Каждый год 21 августа на Новодевичьем собираются друзья, коллеги, родственники актера, в этот день в Цирке на Цветном проводят вечер, посвященный Юрию Владимировичу, по телевизору демонстрируют фильмы с его участием.

Когда речь заходит о Никулине, мы сразу вспоминаем легендарную актерскую троицу — Трус—Балбес—Бывалый. Правда, о датах смерти Вицина и Моргунова народ почему-то не помнит. Так, на годовщину смерти Георгия Вицина на его могилу не пришел ни один человек; еще более трагично, что ни одно СМИ не вспомнило об этой дате. Что говорить о памятных датах Евгения Моргунова, если даже на его похороны ни одна общественная организация не выделила ни копейки...

Знаменитая тройка родилась 27 декабря 1960 года, когда художественный совет киностудии “Мосфильм” утвердил состав исполнителей фильма “Пес Барбос и необычный кросс”. А десять лет назад открылся музей легендарной троицы в московском Клубе кинолюбителей. Через полгода музей обокрали: разбили витрины, вынесли ценные экспонаты. Позже отобрали помещение. Руководитель музея Владимир Цукерман перевез оставшиеся вещи в свою маленькую однокомнатную квартирку в Красногорске. Сейчас здесь хранится более 15 тысяч экспонатов и столько же историй, связанных с жизнью актеров. Многие из этих воспоминаний до сих пор не стали достоянием народа.

Когда Гайдай задумал свой первый фильм “Пес Барбос и необычный кросс”, в состав звездной актерской троицы он пригласил Георгия Вицина, Михаила Жарова и Сергея Филиппова. Первым от своей роли отказался Жаров. “Что это? Буду я вам бегать по полям, прыгать с деревьев! Возьмите кого помоложе”. Филиппов после прочтения сценария тоже заартачился: “Не могу сниматься. Надо срочно выезжать в Новгород, тетка под трамвай попала”. Причем в Новгороде никогда не ходили трамваи. Согласился один Вицин.

Позже на роль Балбеса пробовались Борис Новиков, а на роль Бывалого — Иван Любезнов. Но, когда на пробы к Гайдаю привели Юрия Никулина, у режиссера все вопросы отпали. “Балбеса искать не надо, Никулин — то, что нам нужно”, — сказал он. Даже грим Юрию Владимировичу не потребовался.

— У вас такое смешное лицо, нужно только какую-ту деталь придумать, — сказал ему Гайдай. — Пусть вам приклеят большие ресницы, вы будете хлопать глазами, и от этого ваше лицо будет выглядеть еще глупее.

Евгения Моргунова с Гайдаем познакомил Иван Пырьев. “Леня, возьми Женю — он смешной и толстый, как раз то, что надо”, — рекомендовал Пырьев молодого актера.

На широкий экран фильм вышел в 1961 году. Актеры и режиссер получили премию по 1000 рублей. Эта лента много лет приносила миллионные прибыли нашему государству, ведь более ста стран мира закупили тогда эту комедию. Парадокс, но чем успешнее становились работы Гайдая, тем хуже к нему относились коллеги по киностудии. По словам многих сотрудников “Мосфильма”, Леонида Иовича там вообще не считали за режиссера.

Через несколько лет после выхода картины на экран Никулин гастролировал с цирком в одной скандинавской стране. Там его пригласили на прием в советское посольство. После торжества посол разговорился с Никулиным.

— В моем кабинете в сейфе хранится кассета с вашим фильмом “Пес Барбос”, — поделился с ним посол. — Перед началом переговоров мы показываем его иностранным дипломатам. Они чуть не плачут от смеха. После этого с ними легче договориться. Не поверите — подписывают все бумаги.

Георгий Вицин мечтал прожить незаметно

Самым скромным, замкнутым, но в то же время и самым талантливым из трех актеров был, Георгий Вицин. Моргунов сказал про него: “Вицин — дьявольски талантлив. Ни я, ни Никулин ногтя его не стоим”. За всю свою жизнь Георгий Михайлович не дал ни одного телевизионного интервью, ни одного журналиста не пригласил к себе домой. С корреспондентами предпочитал общаться исключительно по телефону, причем каждому уделял не больше пятнадцати минут.

— Вицин сильно комплексовал из-за своей внешности. “Неброский я человек, худой, нос длинный. Получится ли из меня актер?” — сомневался он, — рассказывает директор музея трех актеров Владимир Цукерман. — В институте на актерском мастерстве его постоянно ругали. “Вицин, будьте изящнее! Уберите вашу вольтеровскую улыбку! Откуда у вас это резонерство?” — говорили преподаватели.

Многие актеры, глядя на Вицина, не сомневались, что он любит хорошо выпить, покутить. Однако Георгий Михайлович практически не притрагивался к спиртному. На каком-нибудь торжестве мог выпить не больше 50 граммов водки, да и то чтобы не обидеть приятелей. Про него всегда говорили: “Железный человек Вицин. Норму никогда не превышает и другим никогда не мешает”. Георгий Михайлович вообще старался оградить себя от шумных тусовок и все время повторял: “Самое страшное, что придумал человек, — это застолье”.

Тяжело давались ему роли алкоголиков. Например, на съемках “Кавказской пленницы” Вицину надо было пить пиво. Он отказался: “Пиво пить не буду, дайте шиповник”. Осушил пять кружек. Вдруг кто-то заметил, что в стакане нет пены, в кадре это смотрится неправдоподобно. Никулин предложил положить в кружку вату.

Вицин не выдержал:

— Шестая кружка не полезет, хоть с ватой, хоть без ваты!

— Как хотите, Георгий Михайлович, — вмешался Гайдай. — А снять еще один дубль нам придется, причем с настоящим пивом.

Вицину пришлось подчиниться. Шестой дубль оказался главным.

Окружающие считали Георгия Михайловича странным человеком. По совету своего лучшего друга Савелия Крамарова он стал заниматься йогой, научился стоять на голове. На съемках “Пса Барбоса” Вицин однажды учудил. Уже после команды “Мотор!” он вдруг посмотрел на часы и сказал:

— Стойте! Надо 15 минут позаниматься.

И ровно 15 минут стоял на одной ноге и глубоко дышал носом, а съемочная группа терпеливо ждала, когда он закончит упражнения.

А еще Вицин стеснялся собственной популярности. Перед выходом из дома всегда поднимал воротник пальто, надевал темные очки и шляпу, чтобы его не узнали. Когда его все-таки узнавали, он отвечал: “Извините, я не артист, я его брат”. Он старался придерживаться принципа древних мудрецов: “Проживи незаметно”.

— Говорят, Георгий Вицин бедствовал в последнее время, не мог собрать денег на операцию?

— Неправда. Конечно, у него не было миллионов долларов, но все необходимое у него имелось, ведь он много снимался, озвучивал мультфильмы, работал на концертах, — рассказывает создатель музея. — Он жил на Старом Арбате, в трехкомнатной квартире. У него не было ни дачи, ни машины. Ему это было не нужно. На сверхсложную операцию он действительно не нашел средств. Такое лечение стоило несколько десятков тысяч долларов.

— Союз кинематографистов хотел выделить деньги на его операцию?

— Он отказался от помощи. Вицин считал: “Что Бог дал, то дал. С чем человек пришел в мир, с тем должен и уйти”. Георгий Михайлович ничего не просил даже у близких людей. Он отказывался от бесплатных билетов в цирк, которые ему присылал Никулин. Когда его подкосила болезнь, он лег в самую обыкновенную 19-ю горбольницу в общую палату на семь человек. В этот день по телевизору показывали “Кавказскую пленницу”. После просмотра пациенты больницы стали просить актера: “Георгий Михайлович, давай изобрази что-нибудь”. А в это время Вицин не мог даже поднять голову с подушки.

— Отчего умер актер?

— Мне кажется, что его закололи сильными антибиотиками. Ведь он 30 лет не принимал лекарства, 20 лет не ел мяса, занимался йогой. Лечился обычно травами. А тут его начали интенсивно колоть антибиотиками. Видимо, организм стал отторгать препараты.

— Как так получилось, что на его могиле до сих пор нет ни памятника, ни ограды, ни креста?

— Похороны у Георгия Михайловича были достойные. Все организовал Никита Михалков. Вот только вдова не смогла прийти на похороны. В тот день она упала и сломала шейку бедра. Ее парализовало. Денег на операцию до сих пор семье Вицина взять неоткуда. Но дочь Георгия Михайловича Наташа упорно отказывается от любой помощи. Такая же ситуация и с надгробным памятником. Разные спонсоры постоянно предлагают ей оборудовать могилу. Она упорно отвергает эти предложения: “Мы не привыкли к чужим подачкам, все сделаем своими силами”. Помню, несколько лет назад, когда к ним в квартиру пришел сантехник, он ужаснулся: унитаз протекает, кран не работает... Он тут же предложил: “Я приду на днях и все сделаю бесплатно — Вицину же!” Однако семья отказалась.

Вицин не принимал помощи, а сам, в свою очередь, занимался благотворительностью.

— Каждый день актер покупал в магазине хорошие продукты — колбасу, ветчину, сосиски, чтобы кормить бездомных собак. На собственном балконе он устроил настоящую голубятню. Если Вицин уезжал на гастроли, то очень переживал за своих питомцев. Помню, я позвонил ему на его 80-летие, хотел поздравить. Он даже не дослушал меня: “Не до праздника мне сейчас, надо успеть накормить голубей, а то они меня заждались, бедненькие...”

Георгий Вицин до последнего времени продолжал работать в Театре киноактера.

— Под старость у него выпали все зубы. Но он так и не обратился к стоматологу. “Запомните, по теории древних мудрецов нельзя вставлять инородное тело в организм. Человек приходит в мир без зубов, он должен и уйти без зубов”, — говорил он. Никто из зрителей и коллег по театру даже не догадывался, что все монологи, которые читал Вицин, он читал, будучи абсолютно беззубым. Какая у него была дикция! Ни один актер с зубами не мог так произносить.

Евгений Моргунов: “С Вициным и Никулиным мы всего лишь партнеры, но не друзья”

Казалось бы, после съемок фильмов Гайдая между тремя великими актерами должны были сложиться дружеские отношения. Однако настоящей дружбы между ними не получилось.

— Виновником всех скандалов являлся Евгений Моргунов. На съемках “Кавказской пленницы” произошла первая крупная ссора между Моргуновым и Гайдаем, — вспоминает Владимир Цукерман. — На рабочий просмотр самой сложной сцены погони Моргунов пришел с гитарой и с очередной поклонницей. Гайдай требовал вывести девушку из зала. Моргунов не придал его словам никакого значения. Тогда Леонид Иович вычеркнул из сценария все эпизоды с участием Моргунова. Фильм продолжали снимать, но уже без Евгения Александровича. Правда, зритель ничего не заметил — к моменту ссоры все кадры с Бывалым уже были отсняты. В дальнейшем артиста и режиссера пытался помирить Сергей Бондарчук, но все попытки оказались тщетны…

Позже Моргунов сильно поругался с Никулиным.

— В одном интервью Евгений Александрович сказал, что они с Никулиным “всего лишь партнеры, а не друзья”, и объяснил свои слова так: “Мы были в одной упряжке и вместе делали смех, но только он один получил Государственную премию, которую выклянчил в Министерстве культуры. Ни я, ни Вицин, ни оператор Бровин, ни художник Ясюкевич этой премии не получили”. С тех пор Никулин перестал общаться с Моргуновым.

В 1993 году, на открытии музея трех актеров, они помирились.

— В отличие от Вицина и Никулина Евгения Александровича мало снимали. С чем это связано?

— Он был задействован в основном в эпизодах. Режиссеры эксплуатировали его внешность — он много играл полицейских, жандармов. Моргунов писал гениальные сценарии. В основном все его работы шли в стол. Вообще, Моргунов был неудобен начальству. Он слишком резко высказывал в глаза высоким чиновникам то, чего они не хотели слышать. По тем временам это было очень смело. Из-за его несговорчивого характера ему не присвоили звания народного артиста...

В отличие от Георгия Вицина Моргунов, будучи на пике славы, всегда пользовался своей популярностью.

Однажды во время застоя Евгений Александрович зашел в магазин “Океан” к директору и попросил отпустить пять банок черной икры, пять банок красной и десять банок крабов. “Зачем так много?” — удивился директор. “Да Вицин просил, у него завтра день рождения”, — не растерялся актер.

— Моргунов брал все, что ему презентовали, никогда не отказывался от подарков, — рассказывает Цукерман. — Однажды, когда он выступал на Дальнем Востоке, после концерта моряки подарили ему восьмикилограммовую рыбу. Евгений Александрович отказался от презента со словами: “Я не могу принять от вас такой дорогой подарок, зная о том, что мои друзья — Вицин и Никулин — такой рыбы не имеют”. Через час ему принесли еще две рыбины. Никулин потом жаловался: “Ну хоть бы кусочек привез, так нет, ничего нам не дал”.

Моргунов во всем искал выгоду. Ежемесячно он брал у Никулина пригласительный билет на два лица в цирк, а приводил в ложу дирекции по двенадцать человек. Также Евгений Александрович не стеснялся завтракать, обедать и ужинать за счет своих поклонников.

Однажды Буба Касторский зашел в ресторан ВТО и увидел Моргунова за столиком с двумя молодыми людьми.

— Борис, садись к нам, — обратился Моргунов к нему. — Это полярные летчики, а это Буба Касторский. С вас 100 рублей за знакомство, как договорились.

Летчики радостно вручили Моргунову деньги.

— Сейчас придут Олег Стриженов, Савелий Крамаров, Олег Ефремов и другие, так что деньги далеко не прячьте.

— Говорят, в отличие от своих коллег Моргунов любил выпить?

— Он мог вообще не пить, а мог выпить бутылку коньяка и спирта, а потом сесть за руль. В этом плане он был непредсказуемый. А еще Евгений Моргунов был неравнодушен к женскому полу. Когда на улице он видел красивую девушку, то всегда говорил: “Если бы Ленин видел ее, он никогда бы не женился на Крупской”.

В молодые годы Моргунову удавалось проходить на футбольные матчи бесплатно, посещать бани, не заплатив ни копейки. В такси он тоже ездил бесплатно, предъявляя водителям удостоверение сотрудника КГБ.

— Однажды он даже занимался шантажом, — говорит Цукерман. — Какой-то высокий чиновник на киностудии невзлюбил его. Тогда Евгений Александрович подкараулил его с одной актрисой и сделал несколько десятков интимных фотографий. Увидев эти снимки, чиновник предложил ему не только дружбу, но и большие деньги.

Евгений Моргунов умер 25 июня 1999 года. Ни одна общественная организация — ни Союз кинематографистов, ни Гильдия актеров кино, ни Госкино СССР, ни Театр-студия киноактера, ни “Мосфильм”, ни Комитет по кинематографии — не дала на похороны актера ни копейки. На Новокунцевском кладбище собрались только близкие друзья, на собственные деньги устроили скромные похороны и поминки. Через год вдова Моргунова на собственные деньги установила памятник мужу и сыну, погибшему за год до смерти отца в автокатастрофе.

“Товарищ Никулин, вас вряд ли будут снимать в кино”, — говорили преподаватели ВГИКа

Больше всего пользы для музея трех актеров принес Юрий Никулин. Он передал сюда практически все экспонаты. Хотя именно по его инициативе много лет назад Гайдай прекратил использовать образы Труса—Балбеса—Бывалого в своих кинолентах.

Случился этот эпизод на съемках одной из самых удачных комедий — “Кавказская пленница”. Мало кому известно, что съемки этой картины были под большим вопросом. Изначально сценарий не казался смешным, и об этом в один голос твердили чиновники. Гайдая укоряли в том, что красть невест нехорошо и потому снимать картину на такую тему не стоит, народ не поймет. Показался скучным сценарий и Юрию Никулину. Гайдай буквально умолял актера согласиться на съемки и поклялся Никулину, что больше темы троицы не затронет. Так оно и вышло.

А начинался фильм так. Во весь экран огромный забор. Из дыры забора вылезает Трус, озирается по сторонам и крупно выводит букву “Х”. Следом вылезает Бывалый и выводит букву “У”. Внезапно раздается милицейский свисток. Балбес как ни в чем не бывало продолжает дописывать “дожественный фильм”. Однако руководство посчитало такую задумку хулиганской выходкой. Пришлось делать другое начало — Шурик едет на осле.

После просмотра картины один из начальников Госкино был возмущен и назвал фильм антисоветчиной. Через несколько дней тот же начальник изменил свою точку зрения.

— Оказывается, этот фильм захотел посмотреть Леонид Брежнев. Не зная про запрет, приближенные привезли ему ленту. Кинокомедия его сильно рассмешила. Так его “рецензия” решила судьбу фильма, иначе провалялся бы он на полке много лет, — говорит Владимир Цукерман.

Что интересно, все шутки в комедиях Гайдая придумывали сами актеры. Сам режиссер за придуманную шутку поощрял бутылкой шампанского. Так на съемках “Кавказской пленницы” Никулин заработал двенадцать бутылок, Моргунов — шесть, а Вицин — ни одной.

После этого фильма почему-то только одного Юрия Никулина занесли в энциклопедию “Комики мирового экрана”.

— Это при том, что как раз у Никулина в молодости возникали огромные проблемы с поступлением в театральный вуз, — продолжает Цукерман. — После армии Юрий Владимирович сдал документы в приемную комиссию на актерский факультет ВГИКа. На втором туре во время чтения прозы один из членов комиссии заметил: “Что-то, товарищ Никулин, в вас есть, но для кино вы не годитесь. Не тот профиль. Скажем честно: вас вряд ли будут снимать в кино”.

Не приняли его в тот год и в Щепкинское училище.

— Первые пробы Никулина в кино тоже оказались неудачными. Он пробовался на роль трусливого немца в картине Натансона. Снялся в нескольких эпизодах, после чего Натансон обещал ему позвонить. Две недели ждал Никулин звонка. Потом позвонил сам. “Мы сейчас заняты, подбираем актеров на другие роли, ждите, мы вам обязательно позвоним”, — сказал режиссер. Прошло время, Никулин снова звонит. “Вероятно, вашего эпизода в фильме не будет”, — сообщили ему.

Когда фильм вышел на экран, эпизод с трусливым немцем в нем остался, но играл его другой известный актер.

— Тогда Никулин чуть не подался в милиционеры, — смеется Владимир Цукерман. — Его трижды вызывали в милицию и уговаривали: “Идите к нам. Вы прошли войну, имеете боевые награды. Жалованье будет хорошее, спецодежда. Может, вы все себе придумали насчет артиста?” И если бы он не поступил в студию клоунады, вполне мог стать стражем порядка.

На съемках Леонид Гайдай сильно подружился с Юрием Никулиным. Не случайно именно Никулин сыграл главную роль в фильме “Бриллиантовая рука”. Кстати, там же снялись его жена и сын Максим. Татьяна играла роль руководителя группы туристов, а сын — мальчика с ведерком, которого Андрей Миронов встречает на острове.

— На съемках этого фильма произошел забавный эпизод. Актеры жили в Адлере, в гостинице “Горизонт”, в подвале которой оборудовали костюмерную и реквизиторскую. Там хранили “двойника” Никулина, сделанного из папье-маше. Эту куклу должны были сбрасывать с высоты 500 метров. Чтобы фигура не пылилась, ее накрыли белой простыней. Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела. Перед ней лежал Никулин. Она побежала наверх с криками: “Там мертвый Никулин!” Через час весть о смерти артиста разлетелась по всему городу. Никулин вовремя успел позвонить в Москву, предупредить мать о неприятном инциденте. На следующий день столичные актеры уже оплакивали Никулина.

По-настоящему Юрий Никулин умер 21 августа 1997 года. На Новодевичьем кладбище ему поставили огромный мраморный памятник на средства правительства Москвы, тогда же соорудили монумент около Цирка на Цветном бульваре, российские астронавты назвали в честь актера планету, скалолазы присвоили имя комика одной горной вершине, имя Юрия Владимировича носит сегодня самый крупный столичный цирковой интернат для детей и подростков.




Партнеры