Франклин на мусорке

2 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 196

Красивый пейзаж, чистый воздух, сосновый лес, песчаный пляж — что еще нужно человеку для счастья? Конечно, немного искусства, причем неординарного и неназойливого, создающего атмосферу и не напрягающего своей монументальностью. И есть на нашей планете место, где все это с успехом сочетается. На “Арт-Клязьме” побывал Максим БАШКЕЕВ.

Второй международный фестиваль современного искусства — звучит по крайней мере гордо. А бюджет в 50 тыс. долл. обещает что-то необычное. Посмотреть в самом деле есть на что: инсталляции, многочисленные перфомансы, графика, скульптура (мужской и женский торсы в полную величину, выполненные из тончайшей проволоки), живопись, плакаты — кажется, все возможные направления современной культуры уместились на территории пансионата “Клязьминское водохранилище”.

Приезжаем за полтора часа до официального открытия. Первое впечатление: очень несговорчивые, очень большие охранники. И все у них большое — и животы, и лица, и дубинки. Машину на территорию не пропустили, пришлось прогуляться пешком.

Через сто метров попадаем в деревушку для журналистов: комплекс плетеных избушек в форме неправильного конуса, обнесенный плетеным забором. На время проведения фестиваля там прописались несколько жителей из окрестных деревень. Один персонаж — дядя Ваня, мужичок небольшого роста, с сильно прокуренным голосом и всклокоченными волосами — запомнился больше всего. Поначалу он с деловым видом носил дрова, занимался костром и пищей, а потом, часа через три, тяпнув самогонки, залез в одну из избушек и начал петь матерные частушки из репертуара группы “Сектор Газа”.

Впечатление второе: сильно удивленные лица строителей, бедные гастарбайтеры таджикской национальности безропотно помогали авторам красить, вкапывать — словом, доводить до ума свои проекты. Но какие это были лица! Ужас, граничащий с искренним непониманием происходящего, на лице одного из молодцев, красившего березы в... красный цвет в рамках проекта Юрия Васильева “Russian red”.

Впечатление третье: от обилия проектов “Арт-Клязьмы” рябит в глазах — ни на пляже, ни в окрестном лесу нет свободного места. Однако сразу все показывать не стали, в день открытия публика увидела небольшой фейерверк, сигнализировавший об открытии фестиваля. Группа “Escape” представила программу “Куда дует ветер”, на поверку оказавшуюся часовым дамским стриптизом на пляже, причем организаторов ничуть не смутило присутствие детей.

Порадовал перфоманс В.Корчагина “Титаник”. Сам автор забрался на надувного детского утенка с надписью “Титаник” на хвосте, завел мелодичную музыку и поплыл... Метрах в ста от берега утенка он спустил, и все это благополучно потонуло, но только в рамках достижения сценического эффекта и для того, чтобы потом сразу всплыть.

А вот проект “Линия горизонта” — настоящий маленький шедевр. На небольшом участке берега, метров пять всего, очень густо и в несколько рядов в землю воткнуты обычные шестики с серебристыми колокольчиками наверху. Кто бы мог подумать, что обычный рыболовный инвентарь, используемый при устройстве донок, может стать искусством. Когда из-за облаков выглядывало солнце, колокольчики наполняли окружающее пространство волшебным светом, словно стая мотыльков собралась на берегу, а благодаря порывам ветра вся эта красота периодически издавала легкий, еле слышный перезвон.

Впечатление четвертое и последнее: широко известный в России и Европе Олег Кулик в рамках своего проекта “Горячая десятка” пообещал спалить самые удачные работы авторов, представленные на фестивале. По его словам, ориентировочная стоимость “костра” составит 100 тыс. долл. — именно столько посетители готовы уже сейчас выложить за некоторые авторские работы. Но особенно поразили мусорки: если идти со стороны входа, то они тривиально-зеленые, а вот с другой стороны их украшает до боли знакомый портрет Франклина. Вот такой вот ответ доллару.



Партнеры