Близорукий неврастеник с язвой желудка

6 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 546

Новые санитарные правила для школ, вступившие в силу с этого учебного года, не дают покоя ни директорам, ни родителям. Некоторые из предписаний настолько абсурдны, что даже люди, далекие от проблем образования, в недоумении разводят руками. Например, так никому и не ясно, с чего вдруг решили, что школьникам нельзя учиться на 4-м и 5-м этажах? С другой стороны, радует, что врачи стали принимать большее участие в школьных проблемах и теперь будут регулировать учебный процесс.


На вопросы “МК” ответил главный государственный врач г. Москвы Николай Филатов.

— Николай Николаевич, что принципиально нового привнесут в школу введенные с 1 сентября санитарные правила?

— Никакой революции в школах не будет. Первачкам не будут ставить оценки, чтобы не травмировать ребятенка. Урок у первоклашек будет длиться 35 минут. Трехразовое питание и 40-минутный перерыв в середине дня. Отменены домашние задания. Согласно новым правилам кабинеты химии, физики, рисования обязательно должны быть оснащены источниками водоснабжения. И 218 школ в этом году перейдут на режим полного дня. Это эксперимент. Мы посмотрим, как такой режим влияет на состояние здоровья детей, и только потом примем решение: нужны ли нам такие школы.

— Школа сильно подрывает здоровье?

— 50,7% всех школьников страдают заболеваниями дыхательных путей (бронхиты и т.п.), 6% приходится на заболевания костно-мышечной системы (искривления позвоночника, остеохондрозы), 6% — зрение (у трети всех школьников, приходящих в первый класс с нормальным зрением, к 11-му классу оно падает), 5% — органы пищеварения, 2% — заболевания нервной системы, ну и остальное по мелочи.

— В чем, по-вашему, причина “профзаболеваний” школьников?

— Некоторые школы оснащены устаревшими компьютерами, электромагнитное излучение которых превышает допустимую норму. Слишком много было гуманитарной помощи. Банки отдавали в школы списанную технику, и вот результат: компьютеры фонят. Плюс плохое освещение и парты, не соответствующие росту ребенка. И слишком большая психологическая и эмоциональная нагрузка. Слишком много задают на дом, к тому же каждый учитель пытается дать как можно больше своего предмета. Поэтому в новом году уроки математики, химии, физики не будут ставиться в конец расписания.

— Николай Николаевич, а как вы будете отслеживать нарушения?

— Санитарные врачи по закону обязаны бывать в школах два раза в год. Они приходят, конечно, чаще. А вот регулировать нагрузку домашних заданий мы не можем. Если учитель задал на дом 10 листов, мы можем ему только рекомендовать не делать этого. Иных рычагов у нас нет. Оштрафовать педагога, например, мы не вправе. Но если не изменить ситуацию, то вырастим поколение неврастеников.

— Самый большой ажиотаж вызвало предписание закрывать те школы, в которых больше трех этажей? Зачем?

— Вот даже вам трудно, наверное, подниматься пешком на 5-й этаж, а ребенку еще тяжелее. Тахикардия и так далее.

— Но в Москве, как заявила Любовь Кезина, около 70 процентов школ выше трех этажей...

— Санитарные правила принимаются для того, чтобы школы им соответствовали в будущем. Это процесс постепенный.




Партнеры