Супертрюки без страховки

25 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 259

Цветы, летящие охапками из зрительного зала. Звездно-цветочный “дождь” из-под купола — так провожал саратовский цирк счастливых победителей Международного фестиваля циркового искусства. Лауреаты конкурса, абсолютное большинство которых — москвичи, покидали манеж, нагруженные призами и радужными надеждами: ведь практически у каждого в кармане лежал выгодный контракт на зарубежные гастроли. Свыше трех десятков импресарио, слетевшихся со всего мира в город на Волге, тратились на дорогу не зря... Но и Росгосцирк приготовил для своих артистов замечательный сюрприз — новый экономический подход к организации зарубежных гастролей.


— Отныне компания не будет брать более 10% комиссионных, — объявил актерам генеральный директор Росгосцирка Мстислав Запашный. — Можете смело подписывать зарубежные контракты, в которых мы оговорим лучшие для вас условия работы.

Это заявление, встреченное бурными аплодисментами актеров, означает конец полному беспределу — обираловке, доходившей иногда до половины гонорара. Теперь нашим мастерам нет необходимости сбегать за рубеж, тем самым лишая себя стажа и будущей пенсии.

Настоящие овации выпали на долю “золотых” артистов — молодых исполнителей аттракциона “Среди хищников” Аскольда и Эдгара Запашных и акробатов с подкидными досками под руководством Дмитрия Досова. Номер, поставленный режиссером Алексеем Шилякиным и балетмейстером Еленой Рыбченковой, поразил целым каскадом рекордных трюков, среди которых, к примеру, тройное сальто с четырьмя пируэтами (собьешься со счета, наблюдая за их полетом!) и тройное сальто с пируэтом — на одной ходуле.

На наш взгляд, акробаты Домшины (режиссер номера Виталий Логвиненко), получившие в Саратове серебряную тройку коней, — реальные претенденты на “золото” на самых престижных зарубежных конкурсах. Только представьте: артисты взлетают с одних качелей, чтобы, совершив головокружительные сальто, “приземлиться” на маленькой площадке стремительно раскачивающихся других! Режиссер Владимир Стихановский представил сразу два номера-лауреата. Серебряный приз — у “Дуэта на канате” Геворга Хачатряна с 16-летней дочерью Элизой, и бронзовый — у вертикального полета без сетки “Икар” (руководитель Николай Сарычев).

На ура принимались и цирковые “татушки”, где “черненькая” Маша Маминченко изображает живую трапецию, а “беленькая” Оксана Вепринцева — воздушную гимнастку (режиссер Николай Челноков). Приз зрительских симпатий по праву достался представительнице прославленной династии конников — 13-летней наезднице Виолетте Серж-Александровой. Всех покорил бронзовый “Детектив” Владимира Сапрыкина (постановка молодого режиссера Кати Морозовой), в котором любимец телезрителей шимпанзе Ларик разыграл свою роль как по нотам. Глядя на его словно совершенно очеловеченное поведение, даже неудобно вспоминать такое слово, как “дрессура”.

Ложку дегтя в праздник на арене внесли лишь клоуны. Ну что тут поделаешь — настоящие коверные, способные так заполнить паузу, что зрители и не заметят, как на арену выносят-устанавливают реквизит, рождаются, увы, не каждый год. Видимо, придется подождать, пока планеты займут более благоприятную позицию для этого любимого народом жанра.

Одним словом, русский цирк провозгласил моду на супертрюки (желательно без страховки) в обрамлении художественных режиссерских изысков. Это радует. А вот работа художников по костюмам вызывает недоумение: словно сговорившись, цирковые модельеры обрядили артистов в черно-белую гамму.

Кое-чему можно поучиться и у зарубежных участников фестиваля, продемонстрировавших утраченные, к сожалению, в России жанры. Акробаты из Венгрии “Трио Джеймс” показали, как с подкидной доской могут выступать не только многочисленные группы. И неужели после виртуознейшего выступления Мартина Молла, который увез бронзовых коней в Германию, никто из наших молодых не возьмется осваивать некогда популярный жонглерский жанр “игра с диаболо”?




Партнеры