“Два кусочека колбаски” на студенческом столе

29 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 281

Оптимизм отечественных чиновников, заявивших о существенном улучшении финансирования образования, мягко говоря, неубедителен. Казалось бы, российские школы, техникумы и вузы могут радоваться: в 2004 году на их нужды планируется потратить аж 117,8 миллиарда рублей — на 20,1 млрд. больше, чем в 2003-м. Однако, по мнению аудитора Счетной палаты РФ, доктора экономических наук профессора Юрия ВОРОНИНА, ни о какой приоритетности образования в проекте федерального бюджета-2004 речи быть не может.

На первый взгляд денег на наши учебные заведения с каждым годом действительно выделяется все больше: 21 млрд. руб. в 1999 году и 97,7 млрд. в 2003-м. Однако кроме впечатляющих цифр со многими нулями в экономике есть и другой, не менее важный показатель — темпы роста расходов на ту или иную отрасль. А вот он в части образования заметно падает: в 2002 году по сравнению с предыдущим рост расходов на обучение подрастающего поколения составлял 160%, в 2003-м — уже 122%, а в 2004-м — всего 120,6%. Это значит, что от общего бюджетного пирога на оборону, безопасность, правоохранительную деятельность, госуправление и прочая и прочая отрезают все более солидные куски, а на учебу — все меньшие. Идет перераспределение средств в пользу силовых ведомств. Затраты (в %) на народное просвещение по отношению к валовому внутреннему продукту страны уменьшаются.

“Основная часть расходов на образование приходится на бюджеты субъектов Федерации”, — считает Юрий Михайлович Воронин. В 2004 году планируется передать профучилища, техникумы и колледжи Министерства образования РФ в ведение местных властей. Это осложнит и без того непростое финансовое положение многих дотационных регионов. Ведь содержать полученные учебные заведения им придется за свой счет, а средств не хватает даже на те, что есть. Получается не подарок, а этакий троянский конь...

Кроме того, сейчас на обеды учащихся из госбюджета тратится всего три (!) рубля в день. На эти деньги не то что полноценно пообедать — стакан чая выпить не удастся... Необходимо срочно повысить компенсационные выплаты на еду хотя бы до 10 рублей. Для этого требуется 425,3 млн. руб. Но в проекте бюджета-2004 расходы на питание учащихся уменьшены на 3,4% (4242,2 млн. руб. против 4391,6 млн. руб. в 2003-м).

Не предусмотрены дополнительные деньги и на ребят из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Расходы остались на уровне 2003 года. С учетом же инфляции это означает уменьшение затрат как минимум на 10—12%.

С 1 октября зарплата педагогов вырастет на 33%. Это, конечно, хорошо. Но по существу намеченное увеличение — лишь частичная компенсация роста прожиточного минимума за последние два года. К концу 2004 года оклад учителей и преподавателей в реальном денежном выражении снизится на 20—25% (по отношению к 2001 году). То же самое относится к стипендиям студентов и аспирантов. С сентября они увеличились вдвое, но прожить на них все равно невозможно.

Еще одна острая проблема — коммунальная. На оплату коммунальных услуг в 2004 году всем учебным заведениям выделяется на 2,9% средств меньше, чем в 2003-м (минус 431,5 млн. руб.). А ведь кроме денег на текущие (в прямом смысле слова) расходы практически каждому второму учебному зданию и общежитию сегодня требуется полная или частичная замена коммуникаций — труб канализации, тепло- и водоснабжения. Их износ составляет от 70 до 100 процентов...

Очень плохо обстоят дела с противопожарной безопасностью российских школ и училищ. Накануне 1 сентября чуть ли не половина образовательных учреждений оказалась на грани закрытия: пожарные инспектора требовали срочной замены электропроводки, установки сигнализации и т.д., а денег на это, как всегда, не было. И, судя по проекту расходов на образование в 2004 году, еще долго не будет.




Партнеры