Фильмы из песка

4 октября 2003 в 00:00, просмотров: 201

Юбилейный КРОК — Х Международный кинофестиваль анимационных фильмов — продолжает свое плавание по Днепру из Киева в Одессу. На борту “Генерала Ватутина”, разукрашенного яркими КРОКовскими баннерами, плывет цвет мировой анимации из 38 стран, в том числе и член жюри венгр Ференц Цако, который немало удивил публику на открытии в киевском Доме кино своим оригинальным шоу из... песка.

Представьте: под музыку одним движением рук из песка создаются картины, которые живут считанные секунды. А аппарат, который проецирует “песочные” картины на экран, для мэтра специально сконструировали местные умельцы. Ветер превращается в Адама и Еву, они сменяются слонами и жирафами... Цако не только художник, а настоящий волшебник-фокусник и своих секретов не выдает. Работает с песком неизвестного происхождения, очень мелким и чистым.

Номером первым конкурсной программы стал фильм Константина Бронзита “Бог”. Шестирукий железный Будда оказывается совершенно беззащитным перед назойливой мухой. Но вся штука в том, что фильм не о могуществе мухи — на ее беду повстречался паук.

Как и “Бог”, 80-минутный фильм Сильвена Шоме “Свидание в Бельвилле” (совместный проект Бельгии, Канады, Франции) в переводе не нуждался. Это нашпигованная трюками динамичная история о том, на что способна любящая бабушка. И сразу скажем: на очень многое! Тем более если внук Чемпион, фанат велоспорта, оказывается в результате коварных интриг в заокеанском плену. Это рисованная анимация, снятая в эстетике старинных комиксов, напоминает и о вечной как мир “любви” французов и американцев. Впрочем, атмосферу явного стеба несколько омрачает общий хмурый колорит картины и, скажем так, отсутствие мало-мальски симпатичных лиц. Грубо говоря, перед нами парад уродов.

А вот на палубах “Генерала Ватутина” вполне симпатичных и узнаваемых персонажей анимационного мира хватает. Знаменитый автор “Сказки сказок” и “Ежика в тумане” Юрий Норнштейн не пропускает почти ни одного показа. Мэтр судит увиденное по гамбургскому счету, уверяя, что из нынешних мультфильмов, увы, “ушло сердце”, что это всего лишь “хорошо сделанные клипы”, что “фильмов-открытий нет — как нет и крепких коммерческих работ”. А что же есть? “Добротные коммерческие фильмы”, — считает мастер. Ироничный отец Винни-Пуха Эдуард Назаров сетует на прикладной характер ТВ-мультипликации, на то, что “никто не хочет вкладывать ум и сердце”. Александр Татарский, создатель “Пластилиновой вороны”, глава “Пилота”, дает на ходу мастер-классы.

А что же фильмы? Норнштейн, конечно, голова, но директор программ Наталья Лукиных тоже не зря предупреждала о том, что грядет “племя младое, незнакомое” — то бишь новое поколение. Мировая анимация заметно помолодела, и в затылок мэтрам уже дышат сегодняшние дебютанты. Например, Елизавета Скворцова, представившая фильм-притчу “Подожди, пожалуй”, где “Любовь побеждает Смерть”. Среди самых ярких лент из показанного выделяются — “Старые боги” Наиры Мурадян (Армения), “Быстрый фильм” австрийца Виргила Видриха (многообещающий дебют, настоящее лакомство для киноманов), черно-белый “Компромикс” украинца Евгения Сивоконя, детский “Нехороший мальчик” Олега Ужинова, наконец, “Приют” екатеринбуржца Андрея Денисенко — свободная вариация гриновского “Крысолова”. А ирландец Стефан О.Коннелл удивил весьма нетривиальным — иконографическим! — майором Ковалевым из гоголевского “Носа”. Еще дальше пошел голландец Джеймс Бекбиндер, представивший свою версию похождений Колобка в недрах некоего инфернального метро со слепым кротом-машинистом. Ну не дает покоя загранице наша загадочная русская душа!..




    Партнеры