Береза через “о”

— Kто у нас самый грамотный? — спросила редактор отдела и тут же поправилась: — После меня, разумеется.

Три или четыре руки разом взметнулись вверх.

— Вот и славно. Завтра отправляетесь в Министерство образования сдавать ЕГЭ и защищать честь газеты, — резюмировала начальница — и пылу у “грамотеев” заметно поубавилось.


К назначенному времени в министерство явилась я одна. Потому что в университете иногда посещаю лекции по русскому языку, экзамены сдавать умею, а школу закончила всего пять лет назад — то есть не все правила успела забыть.

Со мной вместе в зале коллегии Минобраза над тестом тряслись еще два десятка тружеников пера. Больше всех повезло телевизионщикам: они ехидно наблюдали за нашими потугами и снимали сюжеты в вечерние новости.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается три часа. На все три части. Нам велено было одолеть две за два.

— Фигня, — обрадовался коллега.

— Прекратите болтать! — одернула “надзирательница” из экзаменационной комиссии. — За нарушение дисциплины комиссия в праве удалить вас с ЕГЭ.

Первый час был потрачен на то, чтобы разобраться, какой крестик в какую клеточку нужно ставить. Я вообще с трудом разбираюсь в цифрах, а отыскать квадратики с координатами А15, А33 и “предложение 26” для меня равносильно выходу нашей сборной в финал чемпионата Европы по футболу — почти так же безнадежно.

Поэтому хочу успокоить всех будущих выпускников, кому следующей весной предстоит сдавать Единый госэкзамен: самое сложное — не перепутать клетку для крестика. Вопросы в экзаменационной работе — не такой уж темный лес для тех, кто регулярно заглядывал в учебник по русскому. Свежий пример (из программы, между прочим, второго класса): “В каком слове произносится гласный “о”: выкормить, береза, шептать, полевая?” Вовремя же я вспомнила, что буква “ё” распадается на два звука!

Меня пугала именно видимая легкость заданий — когда вопрос слишком уж прост, волей-неволей начинаешь искать подвох. Обидно было бы споткнуться и потерять балл, неправильно расставив в алфавитном порядке фамилии Крутой, Кторов, Леднев, Лёвшин и Мишин. Вопрос дурацкий, а требует серьезности и внимания.

Самое простое задание в группе “В”— в шести бесконечных, как у Толстого, предложениях отыскать одно прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. А вот найти “предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора”, и еще два сложноподчиненных “с последовательным подчинением придаточных” оказалось мне вполне по зубам. Главное — не перепутать подлежащее и сказуемое с другими членами предложения.

Обидно, что третью часть экзаменационной работы — сочинение-рассуждение на 150 слов — не довелось написать. За него, говорят, сразу дают 48 баллов.

Мой результат составил 45.

— Это очень высокий балл, — пожал руку министр образования Владимир Филиппов. — В переводе на привычный язык — “пять”. Чтобы узнать, сколько баллов вы набрали бы из ста, результат нужно умножить на два, — объяснил министр, математик по образованию.

Почти все коллеги получили “пятерки” — то есть правильно выполнили больше 75 процентов заданий. А вторую оценку — за храбрость — Владимир Филиппов поставил от себя сам.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру