Шахновский — друг эвенков?

Генпрокуратура намерена не мытьем, так катаньем добиться отмены решения депутатов эвенкийского парламента, которые взяли да избрали главу ООО “ЮКОС-Москва” Василия Шахновского сенатором и спасли его тем самым от уголовного преследования. Сначала в суд обратился зампрокурора Сибирского федерального округа. Потом вдруг написал жалобу в Генпрокуратуру Николай Анисимов, занимавший сенаторское кресло до Василия Шахновского...

При большом желании (а оно у прокуроров, видимо, есть) шансы вернуть Василия Шахновского на место обвиняемого у служителей закона есть.

В чем обвиняет депутатов суглана (так называется Законодательное собрание Эвенкии) зампрокурора Сибирского округа? Во-первых, в том, что Шахновского избрали на безальтернативной основе (двое претендентов на этот пост сняли свои кандидатуры, а один не представил необходимые документы). Во-вторых, в том, что он не сообщил депутатам достаточных данных о себе (видимо, про уголовное преследование за неуплату налогов). И, наконец, в том, что в постановлении об избрании Шахновского не указан срок, на который он становится сенатором.

Но закон требует от кандидата на место сенатора представлять лишь декларацию о доходах и сведения об имуществе, а все это Шахновский представил. Ничего о том, что в постановлении об избрании должен указываться срок полномочий сенатора, в законе тоже нет. А наличие альтернативы обычно требуется при выдвижении кандидатур. В противном случае почему никто не оспаривает законность избрания в 2000 году на пост спикера Госдумы Геннадия Селезнева? Тогда все другие претенденты тоже сняли свои кандидатуры...

Теперь о претензиях Николая Анисимова, занимавшего пост сенатора с 2001 года. В Эвенкии, связанной с компанией ЮКОС совместными проектами, его просили отказаться от полномочий еще летом. Но Анисимов уходить добровольно не захотел и слег в больницу, где и находится, по словам помощников, до сих пор. По его мнению, заменять его на другого человека суглан не имел права, потому что не заслушал его, Анисимова, объяснений и аргументов. Но в законе о порядке формирования Совета Федерации ничего о непременном заслушивании того, кого регион отзывает с высокого московского поста, не говорится. “Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации”. Значит, спикер или группа депутатов могут поставить вопрос о досрочном отзыве сенатора, а местный парламент — проголосовать за это простым большинством голосов. И все.

Но Василию Шахновскому, который получил депутатский иммунитет со дня избрания сугланом, успокаиваться едва ли стоит. Прокуратура может получить его “голову”, если депутаты суглана вдруг передумают. Региональные депутаты — тоже люди, и иногда меняют свое мнение, особенно если им ясно дадут понять волю исполнительной власти, да еще федеральной. Например, бурятские парламентарии погорячились, сделав своим сенатором неугодного Кремлю Юрия Скуратова, но быстро остыли и передумали. Было и такое, когда сам свежеизбранный сенатором от Ленинградской области Альфред Кох отказался от поста, не дожидаясь окончания судебного разбирательства насчет того, законно ли решение местного парламента.

Был и случай, когда суд отменял результаты голосования депутатов в той же Ленинградской области: лишился надежды на кресло сенатора Дамир Шадаев, не сообщивший о себе “достоверных сведений”.

То, что карты ложатся не в пользу преследуемого прокуратурой Шахновского, стало понятно, когда красноярский губернатор Александр Хлопонин (Эвенкия входит в состав края) вдруг поменял свое мнение о ситуации. Сначала губернатор утверждал, что это дело регионального парламента, кого избирать, и ничего особенного он здесь не видит. Потом же стал заявлять, что нехорошо, мол, Шахновский решает “свою судебно-правовую проблему через сенаторство”...

А прокуратура “роет” в Эвенкии. Там пока стоят на своем: решение было принято законно. В пресс-службе Законодательного суглана Эвенкийского АО “МК” сообщили: “Шахновского выдвигала группа из 11 депутатов. У нас не было информации о том, что он находится под следствием, зато в его пользу говорило то, что он имеет связи во властных структурах Москвы. На следующий день после сессии приходили из Генпрокуратуры, но никакого давления на депутатов они не оказывали”. А снявший свою кандидатуру в пользу Шахновского Владимир Однолько рассказал следующее: “Когда мне стало известно, что появилось заявление, подписанное большинством депутатов, которое рекомендует избрание Шахновского в СФ, я понял, что не смогу с ним конкурировать. Я неплохо знал Шахновского, он занимался вопросами нефтяных компаний. Мы заинтересованы в этом. В представленных документах не было сведений о том, что он под следствием, однако при обсуждении упоминалось о сложной ситуации с ЮКОСом. Но ведь не доказано, что он преступник... Это очень сложная ситуация. Ко мне приходили из Генпрокуратуры, задавали вопросы”.

Обращает на себя внимание то, что в суглане утверждают, будто не знали об уголовном деле против Шахновского, когда принимали решение. При определенных обстоятельствах это может послужить для народных избранников Эвенкии оправданием, если вдруг захочется передумать...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру