Федот — именно тот

Вот уж в ком точно течет кровь футболиста — так это в нем. Владимир Федотов — сын великого Григория Ивановича. Мяч начал пинать с того дня, когда стал ходить, и не среди шкафов и стульев, а на футбольном поле, где тренировался золотой состав послевоенного ЦДКА. А становление центрфорварда прошло под пристальным и придирчивым оком тренера Бескова.

В 17 лет Володя уже в составе ЦСКА. И чемпионом страны был, и лучшим бомбардиром. 15 лет играл на позиции великого отца, 5 лет — за сборную, забил 105 мячей. И стал Владимир Федотов членом “Клуба Григория Федотова”.

...Критиковать в те далекие времена разрешалось официантов, домоуправов, парикмахеров. Иногда — футболистов. И появилась в главной газете статейка под крикливым заголовком “Федот, да не тот”. Автор — известный фельетонист, футбол знал по рассказам коллег за рюмкой, не более того... Достойную отповедь ему дал режиссер и сценарист Виктор Викторов. В его ленте “Пять новелл о спорте” одна была посвящена Владимиру Федотову. На просмотре в Доме кино под аплодисменты прозвучали слова автора: “Федот именно тот, но не каждый пишущий — Федот”.

Владимир Федотов-тренер работал в ЦСКА, “Динамо”, СКА (Ростов), олимпийской и первой сборных. В 1981 году СКА выиграл Кубок СССР. Перед чемпионатом мира-2002 по просьбе Романцева выезжал на просмотр игр наших соперников. “Почему именно Федотов?” — был мой вопрос Романцеву. “Потому что его информация профессиональная, досконально точная”.

Зная его маму Валентину Ивановну, сестру Таню, жену Любу, самое близкое родство с Константином Ивановичем и Валерией Николаевной Бесковыми, часто задавал себе вопрос: почему он согласился на должность и.о. главного тренера “Спартака”? Ведь эта аббревиатура — путы на ногах, цепи, не дающие возможности работать на перспективу. И.о. — диктует тренеру одно: очки и только очки...

Тщательно готовился к разговору, набросал массу вопросов. Но за несколько дней до встречи прочитал и отложил в архив интервью с президентом “Спартака” Червиченко. И тему беседы пришлось несколько изменить.

— Для начала: как Федотов появился в “Спартаке”?

— Неожиданно. Мне позвонил директор клуба Шикунов и сделал предложение.

— Предложение исходило от Романцева?

— Безусловно, потому что после моего согласия состоялся обстоятельный разговор с Олегом Ивановичем.

— Убирают Романцева, назначают Чернышова. А Федотов так и остается помощником. А ведь уровень мастерства тренеров Федотова и Чернышова — две большие разницы.

— Как работал при Романцеве, так же продолжал работать при Чернышове. И ничего в этом зазорного не вижу.

— Но Чернышов еще только перспективный. А Федотов — уже опытный специалист...

— Без громких слов скажу: так воспитан и убежден, что главное — качественно выполнять порученное дело. Вот и сейчас передо мной сейчас стоит серьезная цель — отладить игру команды. И это полностью меня занимает.

— С Константином Ивановичем советовались в этой ситуации?

— Давайте оставим его в покое. О чем советоваться, если я уже работал в “Спартаке”? А вопрос по Чернышову вообще для меня не совсем понятен: ничего особенного не произошло — та же работа, но с другим тренером.

— Ваше самолюбие это не тревожило?

— Нисколько. Я люблю свою профессию, обучен с детства делать все качественно. Что касается субординации, придерживаюсь принципа “сочтемся славою”: Маяковский точно определил отношение профессионала к делу.

— Президент клуба Червиченко характеризует вас: “Владимир Григорьевич — интеллигентный, мягкий человек”. Это что — ужасный недостаток в футболе?

— Применительно к нашему футболу — смотря как относиться и с какой стороны эту характеристику понимать.

— С общечеловеческой.

— Не знаю, чтобы интеллигентность кому-то мешала.

— И далее: “Федотов хорошо собирает команду, когда положение тревожное”. Вы что — пожарный?

— Достали вы меня! Всегда исполнял с таким же старанием, рвением свою работу.

— А вас не ущемляет то, что открыто подыскивают в “Спартак” на должность главного тренера иностранного специалиста?

— Абсолютно не ущемляет. Сложилась в команде именно такая ситуация, абсолютно жизненная, футбольная. Она суровая, сложная, с резкими перепадами. А вы знаете хотя бы одного тренера, кто прошел свой путь без сбоев, без отстранения от должности? Недаром говорят: тренера назначают для того, чтобы снять.

— Бесков занял второе место на чемпионате Европы. И его сняли с работы. Сегодня с таким результатом ему бы постелили красную дорожку до Кремля.

— Вот вы и ответили на свой же вопрос. Много лет назад со своим учителем английского языка был в Ясной Поляне. Дворянского сословия, он дружил с правнуком Льва Николаевича Толстого. Мы много общались, я слушал интереснейшие рассказы из жизни великого писателя и запомнил его кредо: “Делай то, что положено, и будь что будет”. Это именно то, что полностью соответствует моему пониманию жизни, работы. Мы не знаем, что будет завтра. Кто мог такое предсказать: меня пригласит Романцев, его сменит Чернышов, а после него я стану руководить “Спартаком”?

— “Когда команда преуспевает, нужны сила и жесткость. А Федотов относится к игрокам по-отечески”. Это тоже из интервью президента. Что в этом плохого?

— В нашем тренерском деле главное — результат. Как он достигается — дело техники каждого специалиста. Великий Аркадьев руководил ЦДКА в сложных условиях: военачальники давали ему советы, как играть, определяли состав. Он их выслушивал, но поступал так, как считал нужным.

— Руководители “Спартака” категорично заявили, что главным тренером команды будет иностранец. Им что — ваша национальность не подходит?

— И к этому вопросу отношусь спокойно. В конце концов, это право руководителей клуба. Для меня главное — чтобы сегодня, сейчас дело не страдало. Кстати, и президент работает на результат.

— Не хотите плюнуть и уехать за бугор, тем более что Люба прекрасно владеет английским?

— Нужно работать там, где видишь перспективу. Сегодня я ее вижу — с аббревиатурой, без нее. Работаю в самой популярной команде. Когда наступит это завтра, буду думать и выбирать.

— Специалисты вашего поколения — Прокопенко, Газзаев — помощниками работать не пошли бы. А вы что — себе цену не знаете?

— Опять гнете свою линию! Когда пригласил Романцев, я был безработным и шел к тренеру, который девять раз выиграл чемпионат России, и чтобы работать с ним — нужно быть достойным. А дальше так сложилась ситуация.

— А если придет иностранец, вторым останетесь?

— Затрагиваете тему очень личностную. Сегодня неизвестно, что и как получится в будущем. Футбольная жизнь подскажет то или иное решение.

— Матч “Спартак”—“Торпедо-Металлург” оставил тягостное впечатление. И спецы, и трибуны открыто говорят, что “Спартак” оставил земляков в суперлиге.

— Чисто вкусовые ощущения. Все почему-то считают, что “Спартак” должен обязательно обыгрывать. А команду лихорадит, нет стабильности. Великолепная игра с “Динамо” (Бухарест), а через два дня — поражение от “Кубани” при отвратительной игре.

— Причины такого перепада?

— Все упирается в общекомандный уровень игры, нет мощи для стабильно хорошей игры. К тому же когда выпадают из состава Титов и Мойзес - центральная ось - потеря невосполнимая.

— После игры с “Динамо” Логофет мне сказал: “Зачем искать тренера? “Спартак” показал фирменную игру в постановке Федотова”.

— Не я же себя назначаю. Есть руководство клуба.

— Спотыкаясь, бежим за модой, приглашая иностранных специалистов. А 60 наших тренеров без работы. Конечно, не все они подходят для работы в Премьер-лиге.

— Десятки лет собираю информацию о подготовке лучших клубов Европы. Был на стажировке в Англии. Там тренировка один раз в день, собраний, разборов не бывает, проводятся индивидуальные беседы, накануне игры футболисты отдыхают. Это система. Николай Петрович Старостин говорил, что “самое страшное для наших команд — день отдыха”. Наша специфика — загрузить футболиста теориями, собраниями, разборками, двухразовыми тренировками. Английский чемпионат — один из лучших в мире. И мастера вырастают за счет психологии, игрок всегда настроен на игру.

— Правильно понял, что наш менталитет для иностранного тренера — проблема №1?

— Правильно. Для любого тренера, который приходит в новую команду, особенно для иностранца.

— А пример Петржелы в “Зените”?

— Исключение подтверждает правило. Кстати, Петржела в начале сезона накануне игры предоставлял футболистам отдых. Но однажды увидел двух ведущих игроков в ночном баре и отменил день отдыха.

...Питер Брук, великий английский режиссер, в интервью коллеге Марине Райкиной сказал: “Вы, журналисты, имеете право задавать вопросы. А я имею право на них не отвечать”. На некоторые вопросы Федотову отвечать не хотелось. Одна фраза меня убедила в этом: “Сначала нужно определиться в главном”.

Мне же небезразлична судьба “Спартака”, и Федотова в частности. Ведь может получиться и так: пригласят иностранца, а у него не заладится. И руководители опять скажут: “ошиблись”... А у нас ведь за ошибки ответственности не несут.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру