Турист фантастиш

21 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 427

Не зря Лужкова называют “властелином колец”. Ни один мэр за всю историю еще не накрутил в Москве столько окружностей. Но его разве остановишь?

Довольно давно московские власти объявили об амбициозном проекте “Золотое кольцо Москвы”. Его заранее называют уникальным, перспективным, престижным. Еще не построенный “Москва-Сити” уже нервно курит...

“МК” неоднократно писал о том, что центр города собираются сделать туристической Меккой. А теперь нам стали известны многие интересные, почти невероятные и порой забавные подробности этих наполеоновских планов. С той лишь разницей, что у Наполеона с Москвой как-то не сложилось. А нынешние власти города уверяют: у нас получится.

К туристическому буму готовы

По данным Федеральной погранслужбы, в прошлом году в Москве побывали больше 2 миллионов иностранцев. Это на 32% больше, чем в 2001-м. В этом году ждут такого же прироста. Но радоваться рано: это лишь оживление, а не туристический бум. Туристский потенциал Москвы используется всего на 6—10%. В других столицах мира туристов в 15—35 раз больше. А развитый туризм мог бы сделать нас сказочно богатыми.

Задача-минимум, поставленная властями: через семь лет заманить к нам 5 млн. иностранных и 19 млн. отечественных туристов в год. Задача-максимум — сделать это пораньше.

Путь решения этих задач определен: каждый турист просто обязан будет посетить туристско-рекреационную зону (ТРЗ) “Золотое кольцо Москвы”, которую планируется слепить по образу и подобию иностранных. Это не простой, а эпохальный проект, предполагающий сделать столицу России центром мирового туризма. Надо реконструировать или построить заново 65 туристических объектов (в том числе гостиниц), а также 40 участков пешеходной зоны, включая новые пешеходные мосты и даже... подводные парковки для автомобилей.

В планах реконструкции — Боровицкая площадь, бывшее здание Мосгордумы, здания Большого театра, Исторического музея, Манежа, музыкальной школы при училище Гнесиных и ряд менее известных памятников архитектуры Замоскворечья. Туристический округ “Золотое кольцо” охватит Кремль, Китай-город, Красную, Театральную, Манежную, Боровицкую и Лубянскую площади, храм Христа Спасителя, а также Северное Замоскворечье.

Но сначала надо разработать гору документов, включая стандарты обслуживания туристов в Москве. Ибо пока их не будет (желательно, близких к международным), нечего и ждать наплыва иностранцев. Обсуждая на специальной конференции стандарты обслуживания гостей, власти нарисовали картину эдакой Москвы будущего — хлебосольного и гостеприимного города.

В путешествие на воздушном шаре

Если лошадь не идет к овсу, овес сам устремится к ней. Отцы города хотят сделать все, чтобы туристы в Москве имели максимально комфортные условия проживания и максимально интересную развлекательную программу.

Будущему огромному потоку туристов для начала нужно где-то жить. Поэтому гостиниц в Москве скоро будут строить едва ли не больше, чем жилых домов. Сегодня их 150 общей вместимостью 65 тысяч мест. К 2005 году цифра должна удвоиться, а к 2010-му — вообще утроиться.

Но это не все. Проблема в том, что у нас совсем нет маленьких гостиниц по типу частных пансионов на 8—16 номеров. А они очень популярны у интуристов. Для таких мини-отелей могут подойти ветхие исторические здания в центре, которые нужно сносить или расселять. А для комфорта туристов в Москве скоро утвердят особые стандарты. Согласно им, например, лед должен делаться только из питьевой воды, комнаты должны убирать ежедневно, белье менять не реже раза в неделю, а в любом общественном туалете должны быть горячая вода, туалетная бумага и т.д.

При этом знатные патриоты — депутаты гордумы — считают: иностранные фирмы, которые будут строить у нас отели, должны дать места в своих холлах для продукции отечественного производителя. Как вам картина: распродажа ночнушек фабрики “Ивановский рабочий” в “Хилтоне”? Впрочем, смех смехом, а недавно устроенная в Центре международной торговли выставка русских телогреек пользовалась у интуристов бешеным успехом...

Ладно, с гостиницами вроде бы ясно. А вот с указателями на улицах — беда. Как прикажете иностранцам ориентироваться в незнакомом городе? На видных местах должны быть информационные (в том числе электронные) подсказки. На них должно быть не по-русски написано, где вы находитесь и что есть рядом. Желательно, чтобы информационные табло были оснащены переводом — можно даже на звуковом носителе. Но, оказывается, эта задача вполне реальна. Так же, как и хорошие скамейки, и чистые туалеты. А вот проблема транспорта в Москве, тем более в центре, — одна из самых тяжелых. Ее надо решить если не для себя, то хотя бы ради туристов. Ведь московские пробки — едва ли не главное впечатление, которое остается от нашей столицы у иностранцев.

— Что делать? Видно, придется предложить туристам воздушные шары. Поскольку на вертолетах летать над городом пока запрещено, — шутит по этому поводу городской депутат Крутов.

Шутки шутками, но автобусные стоянки для туристических маршрутов просто необходимы. Таких маршрутов к 2007 году будет уже 150. И им нужно около 2000 (!) стоянок. А свободной земли в центре уже сейчас кот наплакал. Но собака, оказывается, в земле зарыта...

В Москве скоро начнут активно осваивать подземное пространство для создания там парковок. Среди первоочередных проектов — строительство “подводного” паркинга на 1000 мест — под водоотводным каналом.

Практика показывает, что до 65% иностранных туристов — божьи одуванчики, то есть пенсионеры, многие из которых на колясках. И о спецтранспорте для них нужно позаботиться. Есть предложение использовать электромобили, подобные тем, что раньше ездили по ВДНХ. А более состоятельных туристов должны бесперебойно возить такси, которые можно вызвать в любое время суток. И чтобы со счетчиком, и по заранее обговоренному тарифу, и с возможностью расплатиться за поездку кредиткой.

Кстати, о кредитных карточках. Они популярны во всем мире, но в Москве ими можно расплатиться далеко не везде. Власти будут вводить в сфере туризма электронные платежи и интернет-технологии (в идеале доступ в сеть должен быть в каждом номере гостиницы). Кроме того, предполагается сделать дисконтные карты для туристов (т.н. карты гостя), предусматривающие бесплатный проезд в общественном транспорте и билеты в музеи, скидки в ресторанах, гостиницах и т.д. Введут также специальный знак качества для кафе, музеев, автобусов, видя который, турист может не сомневаться: здесь его любят, и у него все будет в порядке.

По страховке протягивай ножки

Вообще, выработать у иностранцев доверие к Москве — архиважная, как сказал бы Ленин, задача. Говорят, некоторые туристы до сих пор считают, что у Кремля бродят дикие медведи. Может, это и преувеличение, но то, что о России за границей рассказывают всякие бытовые ужасы, — факт. Придется поработать с общественным мнением, говорят чиновники. Больше никаких слухов, страшилок, все должно быть в шоколаде. Журналисты должны помочь властям создать положительный имидж и “новый русский стиль” (не подумайте плохого) Москвы. Кроме того, нужно постараться исключить порочащие родину истории в зарубежных СМИ. Только как это сделать, пока неизвестно.

Зато уже известно, как охранять туристов. В ТРЗ “Золотое кольцо” даже будет своя охрана, которая сможет спасти иностранцев если не от терактов, то хотя бы... от московских милиционеров. Они уже просто достали.

Как говорят в турагентстве “Спутник”, китайцы в шоке от московских охранников правопорядка, которые на каждом шагу спрашивают у них документы и просят денег. (Вот, оказывается, кто подрывает авторитет города и дает пищу для страшилок в зарубежных СМИ.) Но пожаловаться же на них некому! А в случае чего некуда обратиться и за помощью — ведь в сфере медицинского обслуживания туристов у нас тоже пока полный бардак.

В прошлом году в Москве госпитализировали 22 тысячи интуристов. Из них лишь 2 тыс. были застрахованы, хотя закон предполагает обязательное страхование при пересечении границы. Но основная медицинская услуга, которую мы предлагаем иностранным туристам, — депортация их трупов на родину.

В принципе, рассчитывать на помощь наших эскулапов иностранцы могут лишь в двух случаях: если им требуется экстренная помощь или если они согласятся за нее заплатить. Но наши коммерческие расценки по карману даже далеко не всем иностранцам. А реально нуждается в медицинской помощи в 12—15 раз больше иностранных туристов, чем мы можем удовлетворить.

Радует одно: система автономного медицинского обслуживания туристического потока, включающая медпункты, аптечные киоски и мини-поликлиники, уже разработана. Туристам остается только подождать, когда она начнет действовать. Причем только для них.

Ох, у. е.

Москва должна будет с радостью встречать приезжих. Всех — и американцев, и гостей из Рязани или Подмосковья. Да что там: туристами могут стать и сами москвичи, которые в выходные приедут в центр развлекаться с семьей. Поэтому поставлена очень сложная задача: сделать отдых и развлечения доступными для всех. То есть рядом с шикарным рестораном должны быть забегаловки типа “Крошки-Картошки”, а рядом с бутиком “Версаче” — магазин фабрики “Большевичка”.

Сейчас москвичи в центр ездить не любят — там все дорого. Как их туда затащить? Не только доступными, но и эксклюзивными развлечениями, каких нет в Митине и Бибиреве, считают власти. Но эксперты боятся, что Москва скоро может превратиться в выставку достижений капитализма. Заставить коммерсанта торговать в центре валенками и калошами и при этом платить бешеную аренду сложно. И есть серьезные опасения, что “Золотое кольцо” оккупируют бутики и рестораны хай-класса.

Кстати, о ресторанах. Есть одна серьезная проблема, которая может повлиять на выбор интуриста. Это — меню, где цены указаны в у.е. Что это такое — иностранцы не понимают. Но еще больше их раздражает то, что в каждой забегаловке у этого у.е. — свой курс. Да к тому же у.е. у нас называют и доллары, и евро. Ни в одной стране мира такого нет. Да и международный стандарт предлагает единый расчет. Но повлиять на коммерсантов практически невозможно. Как и добиться того, чтобы на работу брали официантов со знанием не только языка, но и обычаев разных народов.

Что москвичу по фигу, немцу — кайф

Радость не приходит одна. Если в Москве создадут для иностранцев комфортные условия, то и со всем остальным проблем не будет. Того, что можно посмотреть, в Москве и сейчас навалом. Гиды говорят, что туристы уезжают от нас удивленными: оказывается, в Москве столько памятников и достопримечательностей!

Среди объектов, на которые делают особую ставку, — Кремль, Китай-город, площади и улицы 1930—40-х годов, гранитные набережные и мосты Москвы-реки, кварталы старой застройки, современные торговые центы (ГУМ, Манеж).

“Золотое кольцо” будет ориентировано прежде всего на пешеходов. Внутри него расположатся более 40 пешеходных зон, построят пешеходные мосты через Москву-реку от храма Христа Спасителя через водоотводный канал на Якиманку или через водоотводный канал от памятника Петру к парку Искусств. Планируется продумать и новые пешие маршруты. Сейчас гиды предлагают их 11, они рассчитаны примерно на два часа хождения (больше туристы не выдерживают). Но и в этом деле нужны стандарты, к которым привыкли привередливые гости. Например, американцы могут запросто подать в суд на организацию, если та не покажет им объекта, содержащегося в программе маршрута, или закончит экскурсию на полчаса раньше положенного. Кстати, по международным нормам, которые введут в Москве, возить туристов можно только по экологически чистым трассам.

Если же на новых интуристских маршрутах попадутся жилые дома, их жителям придется подвинуться. По крайней мере им предложат переезд — ведь их дома могут стать привлекательными для кафе, магазинов или сувенирных лавок. Есть предложение развернуть на Болотной площади большую торговлю: турист обычно не ходит по большим магазинам, а мимо торговых рядов пройти вряд ли сможет. За границей вдоль туристических маршрутов стоят многочисленные кафе, гостиницы и торговые ряды. В Лондоне на одном маршруте можно встретить до 14 тысяч (!) развлекательных заведений. У нас такого пока нет. Но погодите — будет.

Индустрия сувениров у нас тоже совершенно не развита. Москва может предложить разве что набившие всем оскомину матрешки. Нет даже сувенирных тарелок или брелоков, очень мало печатной продукции. А городские депутаты убеждены, что на сувенирах столица сможет заработать бешеные деньги. Один из них предлагает даже создать ремесленную слободу в Китайгородской стене. А полномочный представитель мэра в Мосгордуме г-н Петров как-то раз предложил сделать сувенирные ключи от Москвы для всех желающих (кроме Наполеона?).

Но “рубить капусту” можно не только на сувенирах. Есть предложение брать с туристов плату за вход не только в музеи, но и в... церкви. Такое вряд ли есть в какой-нибудь стране мира. Как и разная стоимость билетов в музеи, что очень удивляет иностранных туристов: в большинстве столиц посещение всех музеев стоит одинаково. Впрочем, одну достопримечательность мы уже сейчас показываем с особым удовольствием и совершенно бесплатно — наружную рекламу.

— Город ей просто замусорен, — жалуется депутат Крутов. — Вот я организую в Думе фотовыставку “Наружная реклама в столицах мира” и вывешу фотографии рекламы пива напротив храма Христа Спасителя или Спасской башни Кремля — на фоне рекламы мужского журнала...

А ведь власти считают, что на территории “Золотого кольца” все должно быть прекрасно. Поэтому вид стройки или мелкооптового рынка — вещь совершенно недопустимая. Чиновники будут строго контролировать строительство поблизости от турзоны, чтобы не испортить дорогим гостям впечатление.

Еще одна серьезная проблема. Оказывается, в Москву интуристы едут, как в Крым, в основном в теплое время года. По данным агентства “Спутник”, 88% иностранцев прибывают в Москву с мая по ноябрь. Почему же на Новый год буржуи едут в Прагу или Париж? Непорядок. Дождь ли на улице или катастрофа под названием “снег” — туристов должно неудержимо тянуть в Москву.

Решить эту проблему можно, например, проведением общегородских праздников типа Недели русской зимы или Масленицы с обязательным угощением блинами. Такие недели существуют и в более холодных и менее привлекательных городах. И им удается привлечь куда больше клиентов, чем нам. А например, на тематические вечера во Флоренции, которые проходят в ноябре и декабре, едут туристы со всего света.

Кроме того, на путевки в зимние месяцы турагентства в разных странах мира предоставляют существенные скидки. И оповещают об этом клиентов через Интернет.

— Если все перечисленные проблемы будут решены, то мировые туроператоры будут включать московский маршрут в число самых рейтинговых. А если автобусы с туристами будут стоять часами, туалеты будут переполнены, “скорая” не приедет, — этого никогда не случится, — подводит итог озабоченный этим вопросом Крутов.

Но зато если вышеописанная сказка станет былью, то и москвичам, наверное, не захочется никуда уезжать из такого чудесного города — чистого, без пробок, с дешевыми магазинами в центре и бумагой в любом сортире...

Что тут добавить? Только одно: “Золотое кольцо” на самом деле будет стоить дороже золота. Только в первые три года реализации проекта власти планируют вбухать в него около 350 миллионов долларов. Но интуристы должны будут оценить наши старания и отплатить нам сторицей: оптимисты из мэрии хотят иметь с них по 2,5 миллиарда долларов в год.

Ну, за оптимистов!




    Партнеры