Са-бля!

Согласитесь, получить сувенир от императора Бонапарта — весьма заманчиво. Генералу русской армии М.Штаневу, участвовавшему в войне с французами, это удалось: после взятия Парижа он привез оттуда трофейную саблю, которая, как он сообщил впоследствии своим близким, принадлежала самому Наполеону. Знал бы тогда генерал, какие бурные события разыграются вокруг этого раритета много лет спустя!


Клинок был украшен гравировкой. Но надписи сделаны по-латыни. А последний по времени наследник генерала Штанева Шевкет Штанев очень хотел узнать их перевод. В апреле 1985 года он отдал саблю своему знакомому, Илье, который пообещал показать раритет сведущим в латыни людям, а заодно и узнать ориентировочную его стоимость. Однако осуществить это было не суждено.

Когда Илья нес саблю к знатоку латинской грамматики, его остановил на Смоленском бульваре милицейский патруль, предложив проследовать в отделение, чтобы присутствовать при опознании какого-то задержанного преступника. Обнаружив по ходу дела старинный клинок, сотрудники милиции его немедленно изъяли — как холодное оружие, но при этом никаких полагающихся в подобных случаях документов не оформили.

На протяжении нескольких месяцев Шевкет Шукриевич пытался заполучить назад семейную реликвию, даже письма на имя Горбачева писал, но все без толку. Лишь много времени спустя обнаружилось, что злополучный клинок был сдан в Исторический музей одним из сотрудников Московского управления КГБ, причем произошло это полтора года спустя после инцидента на Смоленском бульваре!

Штанев-младший с подобной “благотворительностью” согласиться не захотел и подал иск в суд. В сентябре 1989-го судья огласил решение: саблю следует вернуть Штаневу, по месту ее первоначальной “прописки”.

...Вот она, та самая реликвия. Стальное изогнутое лезвие длиной 94 сантиметра посередине отмечено латинскими словами. Сейчас уже точно известен перевод. Надпись на одной стороне гласит: “Великому Наполеону I, императору французов и королю Италии”. На противоположной стороне можно прочитать: “За честь и отечество. 1-й конно-егерский полк”. Кроме того, видны еще четырехугольный штамп с символами кавалерии и флагами, а также изображения пальмовых ветвей и охотничьего рога.

По мнению специалистов, несколько таких сабель типа “Стрелок” (к слову сказать, они тогда стоили весьма недешево) заказал в период между 1805 и 1812 годами полковник Меда, командовавший 1-м конно-егерским полком и погибший зимой 1812-го в стычке с казаками атамана Платова. Некоторые знатоки истории оружия полагают, что один из заказанных золингеновских клинков Меда преподнес своему императору — скорее всего в знак признания за то, что Наполеон наградил его титулом имперского барона. Так, может быть, именно эту саблю и привез из Парижа русский генерал Штанев?..

Сейчас известно о существовании трех сабель из тех, что были сделаны по заказу полковника Меда. Одна из них хранится во Франции, в частной коллекции, другая — в столичном Историческом музее и, наконец, третья — у Шевкета Штанева.

Ныне же легендарный клинок выставляется 28 ноября аукционным домом “Гелос” на торгах сезона.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру