Течь в грузинском корабле

Корреспондент “МК” с удивлением отметил, что Тбилиси начал пустеть на глазах. Нет, с уличной жизнью все в порядке, магазины торгуют, кто-то спешит на работу, транспорт ходит. Но вот представители политической элиты в массе своей недоступны, они как сквозь землю провалились. За исключением правящей троицы Саакашвили—Бурджанадзе—Жвания, которые продолжают наращивать активность. Знающие люди объяснили этот феномен: в Москву подались не только лидеры автономий, но и представители некоторых политических партий. От России ждут помощи и гарантий.


Фактически для российских политиков наступил звездный час. То, о чем так долго твердили геополитики — распад Грузии как государства, — еще не факт, но уже преддверие факта. Предстоящие выборы не только не способны склеить ситуацию, но напротив — лишь усугубить ее. Из-за аврала, в котором идет предвыборная гонка, говорить о нормальном демократическом процессе просто не приходится. Грузинская политическая элита до сих пор пребывает в шоке от всего произошедшего. Часть политиков просто ушла на больничный: например, вице-спикер Вахтанг Рчеулишвили, который стал единственной жертвой “бархатной революции”: его избили древками знамен сторонники оппозиции. Но у большинства шок психологический. К такому развитию событий мало кто оказался готов. Претенденты на президентский пост полагали, что у них в запасе еще полтора года для подготовки. А оказалось, что всего 40 дней. А на раздумье было дано и вовсе менее двух дней: вчера прием “заявок в президенты” прекратился. И на данный момент предвыборный расклад выглядит почти смехотворно: из реальных претендентов есть только Саакашвили и... до сей поры находящийся в международном розыске по просьбе грузинской стороны экс-министр госбезопасности, обвиняемый в покушении на Шеварднадзе, Игорь Гиоргадзе. За бортом остались десятки политических партий и движений. Согласятся ли они с такой ситуацией?

Аджарский лидер Абашидзе на вопрос “МК”, будет ли он подчиняться новой власти, если в результате выборов победит Саакашвили, ответил довольно резко: “Люди, которые захватили власть во время переворота, не имеют права давать приказы кому-либо, тем более законно избранному президенту республики”. Лейбористы, чья популярность среди народа может поспорить с популярностью Нацдвижения, тоже не согласны с ситуацией. Их лидер Шалва Нателашвили уже заявил, что партия отказывается от участия в каких-либо выборах, пока в стране “не будут прекращены антиконституционные процессы”.

Ясно, что Грузия стоит на пороге “не мира, но войны”. Как раз для того, чтобы “противостояния не случилось”, в Москву и прибыли лидеры трех кавказских автономий. Это официальная версия. “Удержать ситуацию любым путем”, — твердят Абашидзе и Кокойты журналистам. Неофициально же известно, что лидеры республик и политических партий прибыли в Москву за “гарантиями”. Им надо знать, что будет, когда все рухнет.

Насколько известно “МК”, никаких встреч с высшим руководством страны у лидеров трех кавказских автономий пока не намечено. Известно, что во вторник глава Аджарии Аслан Абашидзе и глава Южной Осетии Эдуард Кокойты встречались с Михаилом Касьяновым. Известно, что на этой встрече глава Аджарии обговаривал возможность упрощения визового режима России с Аджарией, то есть — выдачи виз непосредственно в Батуми, минуя Тбилиси. А также — переориентацию транспортных потоков в обход территории Грузии (кстати, без Южной Осетии этот вопрос не решить). Это значит, что главы автономий всерьез задумались, по крайней мере, об экономической самостоятельности. А если учесть, что Аджария, похоже, вообще не собирается принимать участие в президентских выборах, то и до политической — рукой подать. Хотя лидер Аджарии всячески подчеркивает, что именно его предки стали инициаторами объединения Аджарии с Грузией, и он сам всегда отстаивал целостность государства. Видимо, сейчас “целостность” уже не зависит от его усилий.

У лидеров Южной Осетии и Абхазии — свои цели. У них появился шанс легализовать свое положение. Пусть не в составе России — это крайний и самый сейчас ненужный для нас вариант. Но хотя бы скоординировать действия между собой, чтобы выходить на международную арену уже с согласованными позициями. В четверг во второй половине дня к Абашидзе и Кокойте должны были присоединиться премьер абхазского правительства Рауль Хаджимба и министр иностранных дел республики Сергей Шамба. В администрации главы Абхазии нам подтвердили, что представители уже выехали в Москву. Но на момент подписания номера трехсторонняя встреча еще не была назначена.

Слухи о возможном вхождении Южной Осетии в состав России “МК” прокомментировал сенатор СФ, представитель от Северной Осетии Валерий Кадохов:

— Перспективы объединения двух Осетий зависят от политической ситуации в Грузии и от складывающихся российско-грузинских отношений. Они связаны с двумя составляющими международных норм права: правом народа на самоопределение и незыблемостью государственных границ. До сих пор перспективы эти были призрачными, но с учетом путча, который произошел в Грузии, они обрели реальную плоть. Москва пока держит паузу, но мы-то знаем, что в Южной Осетии живет наша родня. Я не уверен, что грузинские приверженцы “идеологии толпы”, укрепившись во власти, не предпримут силовых приемов по отношению к автономной республике. Они не демократы, а неозвиадисты. Если они вместо того, чтобы наводить в Грузии порядок, навели такой бардак, как можно им верить? Саакашвили сказал: “Дайте мне танки — и мы задушим Абхазию”. Они устроили течь в государственном корабле. Мы поддерживаем связи с Кокойты, но сейчас он с нами не связывался...

* * *

В самом Тбилиси до мирного урегулирования далеко. Народ на улицах уже не стесняется высказывать свое мнение в адрес недавних победителей:

— Шеварднадзе опять всех обманул, — говорят на тбилисских улицах. — Собрал вокруг себя всю “харахуру” (барахло. — Авт.) типа Саришвили, Рчеулишвили и всех разом слил. А власть передал своим крестникам.

Тем временем молодежное движение “Кмара”, финансируемое Джорджем Соросом, переключилось на сведение счетов с неугодными преподавателями. Им удалось добиться отставки ректора Тбилисского госуниверситета Роина Метревели. Требования “Кмары” чуть было не спровоцировали столкновения между самими студентами: в среду часть студенчества, лояльная ректору, устроила манифестацию. Чьей головы теперь потребует “Кмара” в качестве платы за заслуги перед революцией, пока неизвестно.

— В нашем народе накопилось много агрессии, — сказала “МК” парламентарий Елена Тевдорадзе. — Поэтому он требует агрессивную личность типа Саакашвили. Именно такой человек сейчас нужен Грузии.

Такого же мнения, видимо, придерживается и посол США Ричард Майлс. Во всяком случае, он был первым, кто поздравил Саакашвили после пресс-конференции, на которой было объявлено о выдвижении его единым кандидатом от оппозиции.



НАШ ЭКСПЕРТ

Председатель думского Комитета по международным делам

Дмитрий РОГОЗИН:

— Как только произошел захват парламента в Грузии, я сразу же сказал: власть можно всегда взять, захватить, поднять, если она ослабла. Но всему есть цена. Цена захвата власти оппозицией — Аджария, Абхазия, Южная Осетия. Мы видим, что их лидеры рванули сюда, в Москву, что Аджария заявила о непризнании новой власти, возможно, будут проблемы с организацией и проведением парламентских и президентских выборов на территории этой республики. Аджария фактически пошла по пути Абхазии. В такой ситуации истинные патриоты должны думать не об удержании власти, а о единстве государства...

Я лично, как любой гражданин России, заинтересован в стабильной и спокойной Грузии, с которой мы поддерживали нормальные добрососедские отношения. Мне хотелось бы, чтобы мы были избавлены от того, чтобы “происками Москвы” объяснялись все проблемы Грузии, вплоть до града, уничтожившего посевы. Если для того, чтобы Грузия стала спокойным и стабильным соседом, нужно способствовать государственному объединению — мы готовы. Но пока вместо нормального диалога с представителями Аджарии, Абхазии и Южной Осетии новая власть Грузии заявила о возможных силовых действиях против них. Пусть попробуют. Все это очень опасно, опасно не только для Грузии, но и для России. На граничащих с Грузией территориях, например, проживают родственные абхазам народы России, которые в случае нового вооруженного столкновения могут направлять туда своих добровольцев, сдержать эти процессы, учитывая специфику кавказских границ, будет довольно трудно...

Мы надеемся на сдержанное и разумное поведение победителей в “бархатной революции”. Мы надеемся на то, что они будут думать не только о своей личной власти, но и о том, на какой по размеру территории она будет осуществляться.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру