Школяр без парашюта

19 января 2004 в 00:00, просмотров: 200

Министр образования России рассказал недавно журналистам анекдот. Перед прыжками

с парашютом инструктируют новичков: “Прыгнете, дернете за кольцо, парашют раскроется. Когда приземлитесь, обратно вас автобус привезет”. Один прыгнул, дернул за кольцо, как учили, а парашют не раскрылся. Летит-летит — парашют не раскрывается. Земля уже близко... “Интересно, — думает новичок, — а с автобусом тоже обманули?!”

Наступивший год для москвичей, сидящих за партами, можно сравнить с экстремальным прыжком. Модернизация образования, поддерживаемая президентом Путиным, наступает по всем фронтам. Раскроется ли парашют? А с автобусом не обманут?..

Но — шутки в сторону. Вот новшества, которые ожидают школяров в наступившем, 2004 году.


1. Всех ребятишек в возрасте от 6 до 15 лет, отлынивающих от уроков, заставят ходить в школу. Отвечать за их посещаемость будут учителя и сотрудники управления образования префектур.

2. Начальная школа теперь везде будет только четырехлетней. Трехлетка отменяется раз и навсегда. Таким образом, нагрузка на ребенка в течение учебного года уменьшается. Зато новые образовательные стандарты (см. п. 3) предполагают введение со 2-го класса уроков иностранного языка и информатики. Оценки детям начнут ставить не раньше третьего года обучения.

3. Педагогами и учеными наконец-то разработан новый федеральный компонент государственного стандарта среднего образования. Он составляет 75% от всей суммы знаний, которую пытаются вложить в голову школяров. Не менее 10% приходится на региональный и не менее 10% — на школьный компоненты. Каждый регион самостоятельно принимает решение, чем заполнить свой компонент, исходя из особенностей региона, местности, учебного заведения.

Одним из ключевых нововведений госстандарта является переход с понедельного планирования учебной нагрузки к годовому. Распределение задач на более длительный период позволяет объективней оценить ситуацию и оптимизировать учебный процесс. В результате, по оценкам специалистов, в начальной школе удалось уменьшить нагрузку на 20%, в общей школе — на 18%. Подобные изменения стали возможны не за счет сокращения содержания образования, а путем перераспределения дублированной в содержании разных предметов информации (к примеру, одна и та же информация изучалась на уроках обществознания и истории) или благодаря усовершенствованию учебного процесса (теперь на уроках черчения для проектирования будет использоваться компьютер).

Новый государственный образовательный стандарт продиктован особенностями сегодняшнего общества. К примеру, в начальной школе увеличилось количество часов на иностранные языки. Опыт показал, что такой предмет, как обществознание, оказался для учащихся начальной школы слишком сложным. Проблемы адаптации ребенка в обществе призвана решить дисциплина “Окружающий мир”, предложенная для изучения в 1—4-х классах.

В основной школе добавлены часы на изучение информатики и основ безопасности жизнедеятельности, существенно больше времени выделено на освоение дисциплины “Обществознание”.

В преддверии перехода на профильное обучение (см. п. 5) был определен список обязательных, инвариантных предметов старшей школы: русский язык, литература, математика, история, иностранный язык, физическая культура, естествознание/обществознание (гуманитарные профили/естественнонаучные профили соответственно). Заметим, что ранее изучение русского языка в старшей школе предусмотрено не было.

Ахтунг! На физкультуру уже в новом учебном году отводится не два, а три часа в неделю.

4. Новые стандарты предполагают новые учебники. Но масштабной смены учебных книг в ближайшее время не ожидается. По-прежнему можно пользоваться большинством учебников. В июле школьным педагогам будут предоставлены рекомендации авторов пособий, предназначенных к работе по новому стандарту. А к 1 сентября все регионы должны провести массовую переквалификацию учителей, для чего на места из столицы выедут около 20 тьюторов.

В каждую столичную школу поступит 100-томная “Библиотека отечественной художественной классической литературы”. Она пополнит весьма сократившиеся за последние годы запасы книг Пушкина, Тургенева, Толстого, Горького и прочих наших классиков.

Школьники получат новую историю — учебники “История России. ХХ век” (9-й класс) и “История России в ХХ веке” (11-й класс). Девятиклассники узнают много нового о Владимире Путине — ему уделяется целая глава, а вот о бывшем президенте Борисе Ельцине почему-то упоминается вскользь, даже без указания положенных званий и регалий. Это особенно актуально в свете скандала с учебником Долуцкого, в котором детям предлагали либо опровергнуть, либо подтвердить следующие высказывания: а) после избрания Путина в России произошел государственный переворот, и следствием является режим личной власти Путина, авторитарной диктатуры; б) уже в 2001 году в России оформилось полицейское государство. Служебное расследование, проведенное Минобразом, выяснило, что злополучная глава была вложена издательством после прохождения экспертизы! Нехорошо, господин Долуцкий, уж в этом-то вы не правы.

5. “Российские школы полностью перейдут на профильную систему обучения с 1 сентября 2006 года”, — сообщил министр образования.

Но те, кто готов, могут делать это уже сейчас. Определено, что учащийся сможет выбирать из 7 профилей. Классы разделят на гуманитарные, естественно-математические, социально-экономические, информационно-технологические и т.д. В каждом — свой набор предметов (базовый курс плюс дополнительные дисциплины, которые называют элективами). Профиль определит и набор выпускных экзаменов: два обязательных (русский язык и алгебра) и три по выбору — в зависимости от специализации.

6. Самое волнующее новшество для московских выпускников, конечно же, — Единые государственные экзамены.

На сегодня ситуация с данным экспериментом в столице такова: Минобраз, Департамент образования и совет ректоров Москвы пришли к соглашению, что московские школьники в добровольном порядке могут сдавать ЕГЭ по математике, русскому языку, физике, химии, биологии. Итоги этих экзаменов будут засчитаны им как выпускные в школе и как вступительные — вузами Москвы. Окончательный список столичных вузов и перечень специальностей, по которым можно будет уже этим летом поступать на основе данных ЕГЭ, будет утвержден приказом Министерства образования в феврале.

Скажем по секрету: сдавать ЕГЭ выгодно слабым ученикам — “двойку” за него не получить (работа оценивается по 100-балльной шкале), а в аттестат меньше “тройки” не ставят.

7. Для 300 московских ребят из самых бедных семей (по 30 от каждого округа) будут открыты межшкольные факультативы на базе 17 городских лицеев. Ребят бесплатно подтянут по предметам вступительных экзаменов в 20 столичных вузов.

8. В школах появится новый факультативный курс — “История мировых религий”. Правда, только в тех, где ученики и их родители выразят согласие на его изучение. Проводить его смогут как учителя, так и представители различных конфессий.

9. 218 учебных заведений города станут школами полного дня, в которых дети смогут находиться (по заявлению родителей) до 18 вечера. Ребят займут в спортивных секциях, музыкальных и художественных кружках. Полтора часа отводится им на прогулку. Школьники под присмотром педагогов смогут выполнить домашнее задание. Однако у этой идеи есть много противников: целый день быть ребенку в школе, среди одних и тех же людей... Поэтому здесь можно говорить только о добровольности участия.

10. Все ЧОПы (частные охранные предприятия), занимающиеся охраной школ, подвергнутся ревизии. Останутся лишь самые надежные и проверенные. “Учебные” секьюрити попадут под тройной контроль: администрации округа, Департамента образования Москвы и милиции.

11. Педагогам наконец разрешили заниматься совместительством (дополнительным преподаванием) в собственном учебном заведении. Раньше можно было совмещать только в другой школе или вузе. Но работать сверхурочно допускается не более половины учебного времени по основной должности и только с согласия руководства.

12. Педагоги, занимающиеся с учеником дополнительно (по-русски говоря, репетиторы), обязаны теперь заключить договора на свои услуги. Причем договора эти — со взаимными обязательствами. Учитель обязан сеять разумное, доброе, вечное; обучаемый — внимать и быть паинькой. “МК” готов выдать приз любому, кто представит в редакцию подобный нотариально заверенный договор.




Партнеры