Приехали...

Желающих попасть под горячую руку властей совсем не стало. По своему содержанию “картинка” с места событий на “Автозаводской” приближалась к американским стандартам.

Если кто забыл, 11 сентября 2001 года американские телекомпании не показали миру трупы своих соотечественников. Жертвы атаки террористов на Нью-Йорк в телевизоре были ранены, грязны, обожжены, но не мертвы. То же самое мы увидели на “Автозаводской” — телекамеры подолгу шли за ранеными людьми, которые сами усаживались в стоящие наготове кареты “скорой помощи”. Мы увидели слаженную работу специальных служб. Больше страна не увидела почти ничего. Острые комментарии позволили себе единицы.

В актив ТВ можно занести лишь быстроту, с которой оно отреагировало на взрыв в подземке, — в стране, где постоянно случаются катаклизмы, за последние годы сложилось настоящее “ТВ быстрого реагирования”.

Энтэвэшники сработали оперативнее других, поскольку в редакции правового вещания канала существует круглосуточная служба сканирования эфира, отслеживающая сообщения всех оперативных радиостанций — МЧС, МВД и т.п. Подобные структуры есть и на Первом канале, и на “России”. На ТВ существуют даже негласные “нормативы” быстроты реагирования — от момента получения информации о ЧП до выезда бригады должно пройти меньше получаса. Кстати, самым быстрым реагирование было на почившем ТВС — 15—20 минут. У “России” в этом смысле есть трудноустранимая чисто техническая проблема: “новостное” здание канала на улице 5-го Ямского Поля, которое телевизионщики между собой называют “Яма”, как раз и стоит в эфирной яме. Телевизионщики не только плохо “ловят” чужие сигналы, но и с грехом пополам принимают свои, передаваемые корреспондентами.

Первая информация о взрыве в метро прозвучала на Первом канале в 9.15 утра, спустя полчаса после объявленного времени взрыва, в 9.20 на НТВ, в 9.30 на RenTV. “Картинки” с места трагедии появились в эфире в 10.30 утра. Как всегда, самыми оперативными оказались стрингеры. Кадры трагедии телекомпании покупали у них по 200 долларов за минуту, эксклюзивную фотографию можно было приобрести за 35—350 долларов.

Первую “картинку” “Автозаводской” и туннеля метро, куда еще не допускали журналистов, канал НТВ купил у “ЦентроСпаса”. Если быть внимательным зрителем, можно увидеть: когда идет такой эксклюзив, кадр просто усыпан вторичными логотипами и надписями. Делается это для того, чтобы другие менее ушлые и богатые конкуренты не переснимали чужую картинку прямо с экрана.

Раньше после совершения терактов информационные службы всех телеканалов наперегонки бежали к Сергею Гончарову. Телегеничный и заслуженный ветеран группы “Альфа” со знанием дела комментировал действия террористов и рассказывал, как примерно нужно с ними разобраться. На этот раз, что характерно, комментарии искали у Дмитрия Рогозина. Он оказался самой харизматической личностью, подходящей для выпуска пара. Но говорил он весьма опасные вещи. Например, в программе “P.S.” у А.Пушкова Рогозин патетически восклицал: посмотрите, кого убивают — простых людей, а не этих, что в “Мерседесах” и на “BMW”. Подобного махрового популизма никто себе еще не позволял — тут Рогозин переплюнул даже Жириновского. Но лидеру блока “Родина”, видимо, можно и не такое, тем более что закончил он на высокой патриотической ноте: “Россия всегда била своих врагов! И этих побьет!” Программы Пушкова всегда отличаются своеобразной простотой — здесь не особенно выбирают слова. Считается, что это очень привлекает телезрителей, которым лишь бы позабористее да поскандальней. В этом смысле информационный авторитет энтэвэшника Парфенова — сильнейший противовес популистским тенденциям на телевидении. Успех “Намедни” у зрителей подтверждает, что зрителю нужны не столько перец и острота, сколько развлекательность и подача. Как это ни цинично звучит, но даже в таком деле, как освещение теракта. И еще программа Парфенова — одна из немногих, которая показывает сюжеты о жизни простых россиян, как она есть. Последний был про английского фермера в Сибири. Его русские тесть с тещей замерзли по пьянке, дебеловатая жена, рвань, срань, невесело матерящие фермера трактористы. Короче, ясно — приехали. Вот таких сюжетов о том, чем живут простые люди, пока их собственно не взрывают прямо в домах или по дороге на работу, в телевизоре очень мало. Все больше про тех, кто на “Мерседесах”. Простые люди в живом виде телевидение интересуют мало.


P.S. Лучшие рейтинги в день теракта собрали информационные программы НТВ. Среди обзорных информационно-аналитических программ выходного дня тройка лидеров — “Времена”, “Намедни” и “Зеркало”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру