Специальная комиссия Госстроя и правительства Москвы пока не выделила основной версии. Однако комиссия отмела часть причин. Ни подвижки фундамента, ни качество бетона и арматуры не могли вызвать обрушение крыши.
О первых результатах проб бетона и исследованиях грунта на месте трагедии “МК” рассказал заместитель председателя Государственного комитета по строительству (кстати, инженер-строитель с 40-летним стажем) Анатолий ПЕТРАКОВ.
— Анатолий Иванович, что можно сказать о материалах, которые использовались при строительстве крыши “Трансвааль-парка”?
— Бетон как в фундаменте, так и в тонкослойной оболочке отвечает требованиям проекта. Архитекторы заложили прочность 450 кг на квадратный сантиметр. По тем образцам, которые были сданы на экспертизу, она была даже больше — около 500 кг на “квадрат”. Арматура в нижнем опорном кольце также была в порядке. Мы начинаем серьезные испытания металла колонн — это основной элемент каркаса, на который опиралась нижняя опорная балка всей конструкции.
— В первые же минуты после трагедии неоднократно звучало слов “снег”. Якобы обильные снегопады могли вызвать обрушение крыши.
— Мы проверили и эту версию. Однако с уверенностью можно сказать, что снег не был причиной обрушения. Кровля аквапарка была достаточно крутой и покрыта специальным металлическим настилом, который не позволял снегу скапливаться.
— Но если изнутри крышу нагревал пар, какая-то часть снега могла растаять, а потом на морозе образовать ледяную корку.
— И об этом мы тоже думали, но, как показали исследования утеплителя и пароизоляции, ни о какой ледяной корке речи не идет. Здесь тоже все в порядке.
— А что можно сказать о фундаменте?
— В четверг вечером мы получили инструментальную съемку, которую сделали уже после обрушения крыши. Сравнив ее с предыдущей, мы не обнаружили никаких отклонений, которые могли бы привести к катастрофе. Ни грунт, ни фундамент, точно можно сказать, не были причинами обрушения. Они в идеальнейшем состоянии.
— Сейчас много говорят о конструктивных ошибках...
— Если бы они были столь серьезными, как об этом пишут, то купол рухнул бы гораздо раньше. Но нам предстоит практически заново спроектировать крышу, чтобы понять, в каком месте могла быть допущена ошибка.
— Председатель Госстроя Николай Кошман говорил, что в Москву приедут специалисты мирового уровня по аквапаркам...
— Это действительно так. Владелец канадской фирмы, которая уже тридцать лет строит подобные развлекательные комплексы по всему миру, уже в Москве. Он не понаслышке знает о “Трансвааль-парке”, сам побывал там дважды — в сентябре и 30 января.
— Он уже высказал какие-то предположения?
— Мы говорили пока всего полчаса, и он крайне осторожен в оценках, не хочет делать поспешных выводов. Но, возможно, появятся вопросы по эксплуатации здания.
Сейчас спецкомиссия исследует множество версий вплоть до резонанса. Дело в том, что аквапарк был “напичкан” сложными машинами с мощными двигателями, от которых шла сильная вибрация. Возможно, все дело именно в неправильной эксплуатации.