Почем Mалевич для народа

28 февраля 2004 в 00:00, просмотров: 277

Шумно отпраздновав сезоны Петрова-Водкина, Третьяковка решила взяться за Малевича. На днях галерея торжественно объявила об открытии сезонов этого самого русского из поляков, которому, по одной из версий, 23 февраля этого года исполнилось бы 125 лет. К юбилею художника Третьяковка преподнесла посетителям подарок: 300 только что изданных, но уже, по словам сотрудников галереи, ставших раритетными альманахов Малевича. Этот подарок будет особенно дорог любителям прекрасного: 500 долларов за экземпляр альманаха.


А история создания альманахов следующая. В 1919 году Марк Шагал организовал в Витебске художественную школу “Уновис” (“Утвердители нового искусства”), а преподавать в нее пригласил Малевича.

Но кроме преподавания Малевич пожелал еще издавать газету “Уновис”, которая несла бы новое искусство в народ. Однако, когда статьи и иллюстрации к ним были практически готовы, обнаружилось, что для воплощения этого желания в жизнь не хватает сущей малости: бумаги и... денег. Тогда Малевич решил издавать альманахи вручную. Для чего под копирку на печатной машинке были отпечатаны статьи, манифесты и декларации самого Казимира Севериновича и других уновисцев — Лисицкого, Крученых, Когана, Червиненко... Тексты вырезали и вклеили в альманах. Иллюстрации Малевич и компания, естественно, рисовали от руки.

На многотысячное издание альманахов кустарным способом уновисцев не хватило: было выпущено всего 5 экземпляров уникального альманаха. На сегодняшний день известно о судьбе только двух из них. Один попал в зарубежное частное владение, второй — в Третьяковскую галерею. И долгие годы сотрудники Третьяковки тешили себя мыслью, что рассыпающееся из-за неправильной брошюровки издание когда-нибудь можно будет переиздать. И вот наконец свершилось: после 2 лет подготовки 300 новехоньких альманахов увидели свет.

Чем же уникальны эти альманахи? Это альманахи факсимильного издания, т.е. они являются точной копией сохранившегося подлинника. А потому на всех 300 экземплярах сохранены все ошибки, опечатки, незапланированные мазки краски на соседних страницах, разводы от пролитого чая, вкладыши нестандартного размера. Сохранена даже неправильная брошюровка похожей веревочкой... Наибольшее удивление вызывает вклеенный в альманах кусочек ткани с квадратами и треугольниками — точная копия оригинала. Правда, некоторые скептики, рассматривавшие издание, замечали, что если уж выполнять точную копию альманаха, то и все пожелтевшие страницы манифестов надо было точно так же вырезать и наклеивать вручную, как это было сделано с тканью.

А пока Третьяковка готовит к сезонам Малевича и другие проекты. В Третьяковке, что на Крымском валу, в феврале прошла выставка рисунков художника и его учеников: Суетина и Чашина. Хотя, конечно, крохотные эскизы Малевича, выполненные карандашом, ни в какое сравнение не идут с зарубежными коллекциями его картин. На выставке можно было увидеть фотографии Малевича со своими учениками. Что интересно, у каждого из них на рукаве рубахи вышит знаменитый черный квадрат — символ братства Малевича. “Я начало всего”, — скромно говаривал учитель, и ученики смотрели на него как на бога. К марту Третьяковка обещает выпустить двухтомник писем Малевича. Интересно, о чем думал и писал великий комбинатор супрематических композиций?

СПРАВКА ЭКСПЕРТА
Ирина ВАКАР, научный сотрудник Третьяковки:

— После смерти мастера большая часть его картин оказалась не в частных коллекциях, а в музеях. Одна из первых картин Малевича была куплена в 1913 году на выставке Союза молодежи за 25 рублей. В 1927 году на берлинской персональной выставке картина “Утро после вьюги в деревне” — за 2000 рублей. В 30-м году Русский музей купил его работу “Цветочница” за рекордную в тот год для музея цену в 1000 рублей. А уже в 1977 году часть коллекции наследников Малевича Русский музей приобрел за весьма скромные суммы. В постперестроечное время “Супрематическая композиция” Малевича на аукционе ушла за 17 млн. долларов.

P.S. Для сравнения: на лондонском аукционе картина Ван Гога “Подсолнухи” была продана за 50 млн. долларов, а картина Пабло Пикассо “Обнаженная в колье” — за 24 млн. долларов.



Партнеры