Полный свинец

Два сломанных ребра, огромные синюшные ссадины и следы гематом — в такую цену вылилась борьба за законность в подмосковном Зарайске для депутата горсовета И.Шерстяка. С Иваном Семеновичем мы познакомились прошлой осенью, когда в Зарайске проходил митинг против превращения механического завода в производство по переработке аккумуляторов. Шерстяк — директор тамошнего молочного предприятия, чья территория вплотную граничит с разворачивающимся предприятием ЗАО “Метком Групп”. На молочном производстве он проработал 20 лет и за дело свое болеет. О молочном бизнесе и возрождении аграрного комплекса говорил так, что глаза горели.

Никто тогда и предположить не мог, что следующая наша встреча с Иваном Семеновичем будет совсем другой. Вместо директорского кабинета — больничная палата, вместо блеска в глазах — пустота. 7 февраля в Зарайске состоялся очередной митинг противников открытия вредного производства в черте города, Шерстяк в числе прочих выступал с трибуны, а 2 марта его жестоко избили.

— Было минут шестнадцать—двадцать седьмого, темнеть начинало. Иду с работы домой… Метров тридцать не дошел до улицы Возрождения, как увидел машину. Мне показалось, что это “восьмерка” или старый “Фольксваген”. Номера не видно: то ли закрыли, то ли его вообще не было. Я еще хотел отойти подальше на обочину — лужи кругом. Машина сбавила ход, и я подумал: “Какой водитель аккуратный”. Сравнялась машина со мной, и вдруг правая дверь резко открылась, третья дверь (багажник) тоже, за спиной вырос верзила, который начал меня запихивать в багажник. Тот, который впереди сидел, тоже хватает меня за руку: “Быстро в машину!” Я попытался с ними заговорить, но они только впихивали меня в автомобиль. Я уперся обеими руками в крышу, но меня ударили по голове пистолетом… После четвертого удара я наклонился вперед, и водитель мне — кулаком в лицо. Мне надели на голову полиэтиленовый пакет и втащили в багажник.

Трое бандитов, напавших на директора зарайского молокозавода, одеты были в полном соответствии с современным стандартом отмороженной моды: черные вязаные шапки, куртки с поднятыми под глаза воротниками. На директора наставили пистолет и повезли в ближайший лес. Но до первых посадок машина по бездорожью не прошла, и злоумышленникам метров сорок пришлось тащить Шерстяка за шиворот. Мобильный отняли почти сразу. Несговорчивого депутата привязали за левую руку бечевкой к осине и начали избивать.

Удары ногами, обутыми в печально прославившиеся ОМОНовские ботинки, отморозки чередовали с вопросами: “Ну что, ты понял, за что бьем?” Когда Иван Семенович ответил, что понятия не имеет, ему намекнули впрямую: “Митинговать еще будешь?”

— Я им ответил, что митингую не я один, у нас инициативная группа, и потом — я выражаю мнение жителей города…

По мнению информированного источника в прокуратуре Московской области, похищение напрямую связано с давно идущей борьбой Шерстяка против строительства завода ЗАО “Метком Групп”…

* * *

История тянется с 1999 года, когда в Зарайске только начали говорить о запуске завода по переработке старых аккумуляторов и производству вторичного свинца. Жители от идеи не в восторге. Ежу понятно, что производство, связанное со свинцом и кислотой, абсолютно безвредным быть не может, а расположить его норовят как раз в черте города. Хотя в приложении №1 постановления главного государственного санитарного врача РФ (от 17 мая 2001 года) черным по белому написано: к первому классу вредности относятся предприятия по вторичной переработке цветных металлов, в том числе свинца (от 3000 т/в год), и для них устанавливается минимальный размер санитарно-защитной зоны в 1000 м. ЗАО “Метком Групп” намерено перерабатывать около 30000 тонн аккумуляторов в год и получать свинца 25480 тонн. В зарайском случае в тысячеметровую зону вокруг производства попадают северо-западный жилой массив, молочный завод, мясоперерабатывающее предприятие, хлебокомбинат, три детских садика, поселок завода стройматериалов и еще много разных объектов. Тем не менее все разрешения у руководства ЗАО “Метком Групп” имеются.

Инициативная группа протестантов, в которую вошли местные депутаты, журналисты и прочие представители общественности, собрала огромный пакет документов и попыталась разобраться, почему так легко можно обойти санитарно-эпидемиологические нормативы. Первый же документ в папке — “Гигиеническое обоснование величины санитарно-защитной зоны для ЗАО “Метком Групп”.

Специалисты, а именно профессор НИИ экологии заслуженный деятель науки РФ М.Пинигин, в своем заключении рекомендует сократить для “Метком Групп” санитарно-защитную зону до 175 метров. На этот теоретический расчет (завода ведь еще нет, соответственно, никаких исследований на месте никто не проводил) по очереди начинают ссылаться самые разные инстанции — Департамент госсанэпиднадзора, Минздрав РФ, главное управление архитектуры и градостроительства МО и т.п. Хотя в обосновании — явно спорные моменты. Например, даже неспециалистов смущает то, что профессор, ссылаясь в своих расчетах на аналогичный завод во французском поселке Бург Фидель (там выбросы свинца в воздух незначительны и не превышают российских норм), признается, что не владеет данными об объеме (!) тамошнего производства. Так, может быть, там перерабатывают три тонны аккумуляторов, а не тридцать, как собираются в Зарайске?..

Понять же “раздвоение” смысла последних страниц обоснования М.Пинигина вообще не каждому дано:

“Данное предприятие относится к 1 классу вредности, для которых установлен размер СЗЗ (санзащитной зоны) не менее 2000 метров. Между тем на расстоянии 175 метров от границы промплощадки и 210 метров от указанного предприятия расположены жилые дома и молокозавод” — это стр. 92.

“Таким образом, в соответствии с изложенным, для ЗАО “Метком Групп” может быть рекомендована СЗЗ размером 175 м от его основных источников выбросов” — это стр. 94.

Положительное решение областных властей в отношении строительства завода основывается, в частности, на заключении Государственного комитета по охране окружающей среды МО от 10.01.2000 г. В этом авторитетном заключении почему-то “позабыли” упомянуть о существовании 60 гектаров Государственного природного заказника, где произрастают, по оценке экспедиции Ботанического сада МГУ, редкие виды растений. А ведь заказник тоже попадает в опасную зону.

Народ начал протестовать.

— Мы не против работы “Метком Групп” и не против создания таких предприятий, наверное, надо где-то эти аккумуляторы перерабатывать. Мы не понимаем, почему завод по переработке аккумуляторов нужно располагать в черте города, когда места вокруг навалом, — рассказали “МК” участники прошлогоднего пикета. — Вот уже три года только и делаем, что пишем в разные инстанции. Иск в суд подали к главе Зарайска и губернатору Подмосковья, потому что считаем их постановления об открытии предприятия необоснованными, незаконными. У нас есть конституционное право на здоровье.

Время показало, что методы борьбы каждый выбирает разные. Кто-то пытается писать и судиться, другие идут кривыми дорогами. Следующий эпизод, конечно, можно списать в череду странных совпадений, тем более что правоохранительные органы заниматься им не пожелали.

22 августа 2003 года Шерстяк находился в отпуске и уже собирался ехать отдыхать на Кавказ. Вдруг звонок из дежурной части: канализация молокозавода затапливает “Метком Групп”. Надо заметить, что часть канализационной системы молочного предприятия располагается на территории соседа. Руководство молокозавода приняло решение сократить все выбросы и в темпе вызывать бригаду спецводхоза из Коломны (своей службы в Зарайске нет). Специальной “пушкой” канализационные колодцы начинают пробивать, и на повороте системы на “Метком Групп” по странному стечению обстоятельств в канализации обнаруживаются два пожарных ведра, телогрейка и мешок с песком. И в этом неприятном инциденте главный инженер молокозавода пошел по пути закона — вызвал комиссию, составили акт, но… никто из районного руководства, из специалистов администрации не стал подписывать документ. По факту было подано заявление в Зарайский ОВД, но в возбуждении уголовного дела отказали “ввиду отсутствия материального ущерба”. Уплаченные спецводхозу 92 тысячи рублей за работу, видно, под понятие “ущерб” не подошли.



* * *

День 2 марта заканчивался. Чтобы окончательно сломать свою жертву, 63-летнего Шерстяка поставили на колени и продолжили избиение.

— Семеныч, ты жить хочешь?

— Кто же не хочет…

— Мы тебя спрашиваем!

— Хочу.

Вновь последовали удары по рукам, ногам, позвоночнику, голове. Один из бандитов позвонил кому-то, кого они именовали, как в плохом детективе, Шефом. Узнавал, что делать с побитым Шерстяком дальше.

— Напоследок они сказали, что я, как очухаюсь, могу идти домой. Но не раньше, чем через полчаса. И еще сказали: “Еще раз пикнешь, жить не будешь и дом взорвем”.

Кое-как освободив руку от бечевки, Иван Семенович едва дотянул до ближайшей деревни. Из Новоселок он вызвал “скорую помощь” и только в Центральной районной больнице Зарайска почувствовал себя в безопасности.

Расследованием произошедшего с депутатом Шерстяком сейчас занимается городская прокуратура Зарайска. Проверку соответствия строительства завода по переработке аккумуляторов нормам действующего законодательства РФ начала Московская областная прокуратура. Наверное, это должно обнадеживать. Иван Семенович Шерстяк собирается снова избираться депутатом на очередной срок. Несмотря на ранения, он не намерен выходить из рядов борцов за торжество Конституции. Удивляйтесь — есть еще люди, до сих пор верящие в закон.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру