Эффект бумеранга

Это только президентская избирательная кампания прошла спокойно. В регионах, где выбирают губернаторов, кипят страсти — и какие! Команды кандидатов демонстрируют чудеса пиар-изобретательности. Только от их приемов тянет таким устойчивым душком, что даже выигравшие гонку с трудом представляют, как будут потом отмываться. Яркий пример — выборы в Рязани.


Жители патриархальной Рязани говорят, что таких грязных выборов они еще не видели. Почтовые ящики, троллейбусы, заборы, газеты, теле- и радиоэфир забиты такой откровенной похабщиной, что многих рязанских избирателей уже тошнит от одной мысли о выборах.

Рязань — не какая-нибудь тмутаракань. Рязань — это крупнейший в Центральной России нефтеперерабатывающий завод, это ГРЭС, это десятки важнейших предприятий. Это близость к столице. Поэтому не мудрено, что на губернаторский пост здесь претендуют не только местные олигархи, но и гости из Москвы. Госдума, например, десантировала сюда сразу двух кандидатов — “единоросса” Игоря Морозова и бывшего командующего ВДВ генерала Георгия Шпака.

Поначалу все происходило достаточно мирно. Шла нормальная агитация, цивилизованные дебаты. Но за неделю до первого тура 14 марта на избирателей вдруг опрокинулся такой шквал помоев, как будто прорвало городскую канализацию. Правда, это было сделано столь примитивно, что не составляло труда определить, откуда растут ноги. Грязевой поток обрушился только на двух кандидатов — действующего “красного” губернатора Вячеслава Любимова и депутата Шпака.

Российский электорат любит примитивизм. Помои сделали свое дело — они утопили Любимова, которому еще в начале марта прочили чуть ли не победу в первом туре. В итоге во второй тур с разницей в 5% голосов вышли Морозов и Шпак.

После этого “оползень” не остановился. Наоборот, генерал Шпак вдруг узнал из фальшивых газет и распространяемых повсюду листовок, что он: а) “могильщик” ВДВ; б) “генерал-коммерсант”; в) ворюга; г) алкоголик; д) зоофил. Все это еще куда ни шло: за годы “честных демократических выборов” мы и не к такому привыкли. Но как назвать такие призывы, как “Шпак — отправляйся к сыну!” (сын Георгия Ивановича, Олег, погиб в Чечне 29 марта 1995 г. На следующий день после второго тура выборов Шпак отметит очередную годовщину его гибели. — Авт.) или “А ты послал генерала на...?” — заслуженный военный еще не знает.

Про Морозова по городу тоже ползут слухи. Правда, никаких листовок про него не распространяют — слухи ползут сами по себе. Например, что поддержка Игоря Николаевича президентом, о которой он заявляет, — не больше чем фикция (поводом для такого мнения стало телевыступление президентского полпреда Полтавченко, который с удивлением спросил корреспондента: “А кто такой Морозов?”). Что региональная организация “Единой России” не выдвигала его в губернаторы, как это положено по уставу партии, а стал он кандидатом только благодаря давлению секретаря генсовета “ЕдРа” Богомолова, сыну которого Морозов якобы пообещал представительство в Совете Федерации от Рязанской области. Что финансируют его на самом деле сбежавшие в Израиль совладельцы ЮКОСа и т.д.

Надо отдать должное Шпаку: он сумел не опуститься до уровня канализации и не стал отвечать сопернику той же монетой. Да в этом, похоже, и нет нужды. Как ни парадоксально, но рейтинг генерала, который еще в прошлую субботу значительно отставал от морозовского, растет прямо пропорционально направленным против него выходкам. Во вторник социологи уже отмечали его еще не слишком уверенное, но лидерство. Так что рязанские выборы, похоже, констатируют качественно новую ступень развития нашего избирательного менталитета: только из грязи, вылитой на другого, в России уже невозможно вылепить князя.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру