7 дней, которые вытрясут автомир

Уважаемый господин министр!

Объявленная под звуки фанфар по призыву Европейской экономической комиссии ООН и назначенная к проведению с 5 по 11 апреля Неделя безопасности дорожного движения пришлась в России как нельзя кстати: без риска для жизни ездить по российским дорогам стало едва ли возможно. Даже предводитель всех придорожных милиционеров, подпиливая ножку под своим стулом, признал: третий год на дорогах страны растет число ДТП и пострадавших в них людей.

Видя своими глазами бардак на российских дорогах, вся водительская часть населения страны уже задалась каверзным вопросом: а почему, собственно, неделя?

Если за семь дней на дорогах своих государств успеет навести порядок цивилизованная Европа, то кто решил, что семи дней достаточно и для дикой России? Находчивый налогоплательщик, впрочем, уже нашел ответ: опыта, желания и терпения придорожных милиционеров на проведение показательных выступлений на больше и не хватит. И тому есть несколько причин.

Из всего личного состава российской ГИБДД только (дай бог!) третья часть придорожных милиционеров брошена на выполнение основной задачи, остальные же призваны быть обслуживающим персоналом у пунктов инструментального контроля, ревнителями чистоты автомобилей и персональным сопровождением лимузинов состоятельных господ.

Поскольку чиновники среднего звена заняты, как правило, изобретением механизма продвижения по службе, а высшие — сохранением за собой уже занятого места, обязанность защищать жизнь и здоровье граждан возложена на низовое звено ГИБДД.

И потому, быть или не быть нарушениям ПДД и авариям, решает исключительно приставленный к дороге сержант. Спрос с него, однако, невелик, потому как деньги на его постоянное обучение у репетиторов бюджетом не предусмотрены. А уровень его профессиональных знаний все еще лежит где-то посередине между Кодексами и приказами комбата.

Первую попытку ликвидировать безграмотность рядовых сотрудников ГИБДД недавно предприняли в Самарской области: после множества жалоб на вынесенные ими и не поддающиеся прочтению (из-за многочисленных грамматических и орфографических ошибок) постановления, инспекторов ДПС с позором отправили на уроки русского языка в местную среднюю школу. И только потом (в случае успешной сдачи экзамена по русскому языку) придорожных милиционеров, возможно, будут обучать элементарным нормам права. А до тех пор наша безопасность будет в их руках.

Как ни странно, ГИБДД — это единственная в МВД структура, которая не мешает совершить правонарушение, а с удовольствием дожидается его. Инспектор все реже выходит на дорогу, всем своим видом показывая: не смей нарушать! — он ложится с радаром в кусты, подстерегая тех, кто пронесется со скоростью звука, и лишь потом (когда слава богу, никто не покалечен!) победоносно, со злорадством выныривает из кустов. Получается, будто и нет Закона о милиции, который требует предотвращать готовящееся правонарушение или преступление.

Вольную манеру передвижения по дорогам безнаказанно насаждают сами сотрудники МВД и смежных силовых структур. По некоторым данным, за одну только смену инспектор ДПС видит до двух десятков милицейских удостоверений, которыми размахивают перед его носом остановленные за нарушение ПДД коллеги в штатском.

За одну смену инспектор взирает и на два-три удостоверения сотрудников спецслужб: ФСБ, ФАПСИ, ГРУ, ФСО. Охранные грамоты лиц, находящихся в каждый конкретный момент времени не на службе, а по дороге в баню, действуют тем не менее безотказно. Ведь золотое правило “своих не обидим” узаконили сами же сотрудники ГАИ.

В Центральном разведуправлении США недавно даже обсуждался вопрос о внедрении в ГИБДД агентов (в виде бестолковых сержантов), которые за два-три месяца могли бы вычислить на дороге подавляющее большинство сотрудников наших спецслужб, наивно скрывающихся при проведении спецмероприятий под масками, не открывающих свои лица перед объективами видеокамер, но с удовольствием раскрывающих себя на дороге, под фонарным столбом.

Сколько сотрудников спецслужб уже было отпущено с миром и правом плевать на ПДД! Причем под лозунгом о неотвратимости наказания и безопасности движения.

Вам, наверное, будет весьма любопытно заглянуть в журналы выдачи органами ГИБДД удостоверений невразумительного статуса — внештатный сотрудник ГИБДД или Общественный совет ГАИ. Вы не узнаете, что получают личные парикмахеры жен гаишных начальников; строители, соорудившие теплый сортир на генеральской даче; наркоман со стажем, который является младшим братом секретарши начальника. Это, увы, остается между строк. Вы не увидите и протоколов хотя бы одного заседания таинственного Совета. Ибо их просто нет. Зато увидите умопомрачительные цифры: счет выданных удостоверений идет на тысячи! Это означает, что многим тысячам блатных водителей сама ГАИ (!) дала и все еще дает негласное право плевать на все и на вся. И к тому же — нередко за деньги. Столичные журналисты помнят те времена, когда чиновник-майор в столичном Управлении ГАИ превратил отдел пропаганды в отдел сбыта и бойко торговал за сто американских рублей заветными картонками. Право уйти от ответственности в виде официального документа еще и сегодня можно купить прямо в ГАИ!

И гаишное ведомство при этом рассуждает о безопасности!

Судя по громогласным заявлениям, во время предстоящей акции придорожные милиционеры намерены провести операцию “Нетрезвый водитель”, а выездные бригады врачей-наркологов — учинить прямо на дороге экспертизу водителей на состояние опьянения. Но помните ли вы, что Постановление от 26 декабря 2002 года 930 Российского правительства запретило врачам-наркологам проводить посреди проезжей части, под забором, в автомобиле ДПС и карете “скорой помощи” освидетельствование водителей на состояние опьянения? И позволило делать это только в стационаре или специальной передвижной медицинской автолаборатории. Ваш коллега по кабинету министров, глава Минздрава, утвердил инструкцию, коей также обязал врачей-наркологов всякого нетвердо стоящего на ногах подвергать экспертизе (до тех пор, пока в стране нет автолабораторий) только в стационаре. Иными словами, кабинет прямо заявил: врачам на дороге делать нечего. А судебная практика подтвердила: в случае проведения освидетельствования на проезжей части его результаты признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения. Благодаря этому потомственные алкоголики нередко остаются неуязвимыми и возвращаются за руль.

Становится просто неприлично напоминать: дела о нарушениях ПДД в соответствии со статьей 24.3 КоАП РФ должны рассматриваться открыто. Такая мера прямо предусмотрена законом для того, чтобы на примере прилюдной экзекуции состоявшихся нарушителей ПДД отбить охоту у потенциальных. Еще в советские времена на крупных автокомбинатах, когда устраивались выездные заседания гаишной группы разбора и публичная порка нерадивых шоферов, уровень аварийности у других водителей уверенно стремился вниз. Сегодня же в гаишных кабинетах каждое дело о нарушении ПДД имеет гриф “секретно”. На дверях отделов административной практики висят пожелтевшие бумажки “Входить строго по одному!” Или вовсе “Посторонним вход воспрещен!”.

Без профилактики нарушений не цинично ли говорить о безудержном стремлении ГАИ к безопасности дорожного движения?

В ответ на обвинение в бездеятельности высокопоставленные чиновники ГИБДД всегда отвечают однообразно: не хватает людей. Да неправда! В одной только Москве при входе в здания ГАИ на вахте сидят с автоматами, подобострастно открывают ворота начальнику, записывают фамилии всяк сюда входящего, а по большому счету — просто протирают казенные штаны в общей сложности более полусотни физически крепких, способных умело махать палкой бездельников. Они обеспечивают свою собственную безопасность, а рассуждают о дорожной.

По милости вверенных вам придорожных милиционеров на дорогу все чаще выезжают граждане и гражданки, коим вовсе противопоказано садиться за руль. Нет, мы не о купленных ими правах: не пойман — не вор. Мы об официально действующей системе самоподготовки кандидатов в водители, при которой органами ГИБДД всем жаждущим впервые сесть за руль вдалбливается мысль: учиться в автошколе невыгодно, дорого и долго. Проще по-быстрому, заплатив сущие копейки, получить в ГАИ право на допуск к экзамену и столь же скоро права.

При такой ярко выраженной материальной заинтересованности ГАИ в неучах ей тем не менее вовсе не стыдно разглагольствовать о повышенной заботе о безопасном движении по дорогам!

Страна никак не возьмет в толк: что такое проводимые ГАИ месячники по борьбе с чем-нибудь? Если навести порядок на дороге можно за один месяц, то почему все еще не навели? Если нельзя (не успевают), то почему наводят порядок только один месяц? Налогоплательщик, впрочем, уже раскусил лицедейство: ежедневную кропотливую работу по обеспечению порядка на дорогах российская ГИБДД подменяет шумными, краткосрочными показательными выступлениями.

Особенно умиляет проводимая ГАИ в течение весьма короткого промежутка времени операция (хм, слово какое-то хирургическое) “Внимание! Дети!”, весь смысл которой сводится к преступному тезису — целый месяц давить детей нельзя.

Вам, господин министр, не докладывают, что в стенах ГИБДД продолжают достраивать социализм: выполнение плана по выявлению правонарушений все еще является основной задачей придорожных милиционеров. Совсем недавно посетители одного из подразделений ГАИ Центрального округа столицы наблюдали пикантную картину: сдавший смену и переодевшийся в гражданскую одежду сержант стоял на улице, склонив голову, словно описавшийся у доски ученик, и виновато твердил своему шефу: ну ведь я же привез девять протоколов, товарищ капитан. Разве мало? И, будучи прилюдно обложенным троекратным, нет, не ура, а матом, поплелся за формой, палкой и свистком. Проще говоря, за новой порцией протоколов.

Искренне жаль того, кто перешел в тот вечер дорогу сержанту, отправленному еще немного побороться за безопасность.

Механизм одного окна, якобы внедренный в органах ГИБДД в целях борьбы с очередями, уже даже не вызывает ироническую улыбку. Ибо изначально всем было ясно, что можно сократить количество окон (или даже вовсе их прикрыть!), но никак нельзя сократить количество людей, вынужденных в ГАИ обращаться.

Громоздкая процедура регистрации транспортных средств по-прежнему нередко отнимает у автовладельцев пару рабочих дней. Зачастую столько же приходится толкаться в очереди перед группой разбора и тем, кто имел глупость не признать свою вину на дороге (дешевле бы вышло!) и потребовал рассмотрения дела по всем правилам в ГАИ, в присутствии свидетелей и адвоката.

Подсчитав количество водителей, ожидавших своего часа перед дверью в одном из подразделений столичной ГАИ, недавно оторопели даже видавшие виды эксперты: в один момент времени на корточках, вдоль стен, под дверями и на лавках обреченно стояли, сидели или ходили друг другу по ногам 139 человек. Как на Казанском вокзале при нелетной погоде. А десяток разжиревших от долгого сидения офицеров каждому вошедшему читали мораль и вручали повестку в суд.

Эх, им бы палку в зубы. И на дорогу!

Обеспечивать безопасность дорожного движения гаишному ведомству воистину некогда. Вы, возможно, будете неприятно удивлены, если узнаете, чему посвящена львиная доля рабочего времени руководителей местных ГАИ.

В Москве, например, у начальников окружных подразделений до 25 часов рабочего времени в неделю занято совещаниями. При этом на собрания (а таковых нередко случается до 12 в неделю!) их вызывают и начальники УВД, и начальники вышестоящих ГИБДД, и префекты округов, и главы Управ, и мировые судьи, и дорожные службы, и...

И попробуй не пойди!

А пока замордованный начальник тайком зевает у подножия президиума, преданно глядя в глаза докладчику из санэпидемстанции, целое подразделение ГИБДД предоставлено самому себе.

Как не вспомнить товарища Маяковского: “О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!”

Мы понимаем: ваш предшественник победил десяток оборотней и отправился искать их этажом выше. А доделывать все недоделанное оставил вам. В министрах вам суждено задержаться надолго. И все эти годы миллионы автовладельцев будут пристально заглядывать именно в ваши глаза.

Мы также понимаем, что российская ГАИ, призванная прежде всего набивать бюджет деньгами за счет нарушителей ПДД, обеспечивает безопасность дорожного движения и сохраняет жизнь людей только семь дней в году.

И то лишь по призыву ООН.

Но мы все же вправе задать вопрос: а кто защитит нашу жизнь в остальные триста пятьдесят восемь?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру