Покаяние-2

В средневековой России проштрафившийся боярин, чтобы заслужить прощение царя-батюшки, бился головой о пол, рвал бороду и громко кричал о своем раскаянии. Похоже, эта добрая старая традиция с успехом возрождается в наше время. Вчера Михаил Ходорковский выступил уже со вторым покаянным письмом. Олигарх понял, что, если он не сумеет убедить власть в своем полном “перевоспитании”, у него нет шансов выйти на свободу.

В первое время после ареста Ходорковского считалось, что он покинет кутузку сразу после президентских выборов. Мол, тогда он перестанет представлять политическую опасность для Кремля. Но в российских верхах возобладала другая точка зрения: хищник наиболее опасен, когда его ранили, но не добили.

Ходорковский, похоже, полностью осознал, куда дует ветер. До ареста шеф ЮКОСа повторял, что ни при каких обстоятельствах не откажется от “борьбы за построение в России реальной демократии”. Но сейчас все политические амбиции вылетели у него из головы. По словам близких к магнату людей, владелец ЮКОСа пребывает в глубокой депрессии. В еще более жутком эмоциональном состоянии находится его супруга.

ТАК ГОВОРИЛ ХОДОРКОВСКИЙ

“Мы допустили много ошибок по глупости, из-за амбиций, из-за непонимания того, что происходит в стране... Простите нас, если можете. Позвольте искупить, мы знаем, как...

И еще одна вещь неприятная, но правдивая: в стране есть единственный признаваемый народом институт власти — это президент. Сегодня это так во многом в результате наших ошибок, и мы должны уметь договариваться”.

Кампания по убеждению власти в том, что Ходорковский перевоспитался, не исчерпывается покаянными письмами. Для лоббирования освобождения Ходорковского из тюрьмы, похоже, наняли даже скандального политолога Станислава Белковского, который в прошлом году дал старт атаке на ЮКОС. Кроме этого соратники Ходорковского на всех углах трубят, что он стал жертвой дьявольских козней своего бывшего друга Леонида Невзлина. Мол, тот обманом убедил Ходорковского ввязаться в конфликт с властью, а в самый ответственный момент скрылся за границей.

Ясно, что вопрос об освобождении Ходорковского упирается в проблему гарантий. Тем более что один раз Кремль уже наступил на похожие грабли. В разгар дела Гусинского в 2001 году шеф “Медиа-Моста” сначала уверил власть, что отныне он будет вести себя по-другому. А потом из заграничных далей объявил, что тогдашний министр печати Лесин и прочие чиновники с помощью прямого шантажа заставили его подписать бумагу с отказом от собственности. Лоббисты освобождения Ходорковского из тюрьмы уверяют, что механизм, который позволит избежать повторения подобной ситуации, в принципе существует.

Пока складывается впечатление, что с магнатом-пленником играют. Первое покаянное письмо не было принято. Мол, не так передали. Некогда гордому олигарху пришлось написать второе. Но так или иначе, вскоре власть должна принять какое-то решение. Ведь, как объявил зам. генпрокурора Колесников, суд над магнатом должен начаться уже в ближайшее время.


Андрей ПИОНТКОВСКИЙ, директор Центра стратегических исследований:

— Когда Зиновьев и Каменев сидели в тюрьме, то тоже писали покаянные письма Сталину. И даже когда Каменева вели на расстрел, он все равно хватался за солдатские сапоги и умолял: “Позвоните Сталину!”.

Есть у нас на федеральном телевидении обозреватель, который очень точно озвучивает мысли президента, а говорил он в выходные в своей программе, что, мол, недостаточно убедительно каетесь, господин Ходорковский. И, как Станиславский, восклицал: “Не верю!”. Поэтому и написал Ходорковский второе письмо, более убедительное и слезливое. Да вот только поможет ли?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру