Гаишники начали откалывать номера

30 апреля 2004 в 00:00, просмотров: 321

Диверсия, о необходимости которой так долго говорили в ГАИ и которой с содроганием ожидали автовладельцы, случилась: МВД разродилось приказом №187 “О правилах задержания и запрещения эксплуатации транспортных средств”, уже целую неделю позволяющим гаишникам за что ни попадя снимать с автомобилей номерные знаки.

По прогнозам экспертов, если придорожные милиционеры не утонут во взятках, будут добросовестно запрещать эксплуатацию “неисправных” автомобилей и снимать номера с каждого из них, уже к лету опознавательных знаков лишится половина автопарка страны…

Тест на честность

Попасть под запрет на эксплуатацию автомобиля и остаться без номеров отныне можно не только за непройденный техосмотр: Правила дорожного движения предусмотрели целый перечень условий и неисправностей, при которых инспектору ДПС дозволено отверткой, плоскогубцами и молотком оторвать номерную пластину вместе с бампером.

Среди более чем сотни причин для этого особенно умиляют самые простые: не работает стояночный тормоз, стеклоомыватели или стеклоочистители, система выпуска отработавших газов, обогрева и обдува стекол, звуковой сигнал, замки дверей, механизм регулировки положения сиденья, противоугонные устройства. Или — загрязнены световозвращатели, внешние световые приборы; шины легковушек имеют высоту рисунка протектора менее 1,6 миллиметра; содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом; на зеркале в салоне висит побрякушка, мешающая (по мнению инспектора ДПС) смотреть в оба глаза на дорогу; оторваны грязезащитные фартуки или брызговики. Равно как в аптечке болтается просроченный презерватив или оная отсутствует вовсе, а в экипировке не наблюдается огнетушителя или знака аварийной остановки.

Если учесть, что в перечне неисправностей, при которых запрещается эксплуатация и снимаются номера, содержатся и особо заумные (что-то где-то подтекает, не затянуты резьбовые соединения…), по дорогам страны должны колесить без номерных знаков едва ли не все отечественные старые и уж точно новые автомобили, ибо последним по множеству параметров противопоказано регистрационные знаки даже выдавать!

А это значит, что в самое ближайшее время по количеству автомобилей, продолжающих передвигаться по стране с номерами, можно будет понять, остались ли в ГИБДД некоррумпированные придорожные милиционеры…

“А ну-ка отними!”

Изобретенный гаишниками и утвержденный министром внутренних дел механизм относительно честного отъема у граждан номерных знаков весьма незатейлив.

Слава богу, каждый достойный остаться без номеров не обязан снимать их сам: ни Правила дорожного движения, ни приказ МВД не возлагают на водителей такую обязанность. И это понятно: меры обеспечения по делу в соответствии с главой 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях принимают только уполномоченные на то сотрудники ГИБДД. Проще говоря: откручивает тот, кому это нужно!

Свернув голову креплениям, инспектор ДПС обязан составить протокол о запрещении эксплуатации и вместе с номерными знаками отдать его в свое подразделение ГИБДД. То есть после смены довезти до дежурной части, не помять и не потерять полкило макулатуры и пару килограммов будущего металлолома.

Если вам хотя бы на этот раз в жизни здорово повезет и сержант окажется родом из вашего, родного, ГАИ, то есть выдавшего вам при регистрации эти номерные знаки, то париться придется недолго: после устранения причины запрещения эксплуатации (прохождения ТО или заправки огнетушителя…) номерные знаки, как пообещал министр внутренних дел, будут вам возвращены. Причем даже до уплаты штрафа за то, что вы управляли автомобилем, не прошедшим техосмотр.

В случае же если ваш автомобиль зарегистрирован не в том ГАИ, откуда взялся ваш сержант (что чаще всего и будет происходить), протокол и знаки в скором (или совсем не в скором) времени отправятся по почте в ГАИ по месту вашей регистрации. Неплохо, если в соседний район в том же городе. И плохо, если в другой город…

Правда, министр внутренних дел, дабы не перегружать почту, своим приказом снисходительно разрешил вам попросить сержанта (поймавшего вас в Питере) не направлять протокол и знаки в Комсомольск-на-Амуре (по месту вашей регистрации), а уговорить сержанта дать вам возможность отремонтировать дворники и отрегулировать свет фар прямо здесь, под Исаакиевским собором…

Но, если в течение разумного предложенного вами срока вы не успеете привести автомобиль в чувство, знаки, завернутые в протокол, все же отправятся искать ваш далекий город…

В этом случае вовсе не значит, что успешное прохождение техосмотра или замена лысых покрышек на волосатые будут поводом для немедленного возврата вам номеров: на пути следования к вашему городу они могут надолго застрять в товарном вагоне на перегоне Чухма — Нижние Конечности.

И все это время ваш автомобиль будет пребывать в режиме запрещения его эксплуатации…

Интересно. Но непонятно…

Приказ министра, увы, не ответил на важный вопрос: как подчиненные ему придорожные милиционеры в темном переулке при свете луны без средств технической диагностики будут определять, что у “подозрительного” автомобиля подтекает жидкость из системы гидропривода тормозов? И получают ли они министерским приказом на то право, если примечания к статье 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (документа федерального уровня!) прямо запрещают при наличии действующего талона техосмотра его повторное проведение?

Равно как не объяснил министерский приказ и механизм убеждения сотрудников ГАИ в праве водителя на возвращение номерных знаков. Ведь если с фартуками и аптечкой все понятно (они или есть, или их нет!), то нет никакой ясности в определении исправности (или неисправности) системы выпуска отработавших газов.

Что в подтверждение устранения поломки потребуют сотрудники ГИБДД: заключение автотехнической экспертизы, справку из автосервиса или конвертик с хрустящим содержимым?

И понесет ли сотрудник ДПС ответственность за произвол, если после снятия знаков машина окажется абсолютно исправной, а он, сердечный, будет доказывать, что свинтил знаки и запретил эксплуатировать автомобиль не по злому умыслу, а по ошибке? Ну и впрямь голова у него не диагностический центр!

И какой срок путешествия номерных знаков по городам и весям страны можно будет считать достаточным для признания их утерянными и получения права претендовать на дубликат?

Как поссорились приказ и законы…

Начальники местных ГАИ уже дали сержантам не предусмотренную ни одним законом и даже милицейским приказом команду контролировать сроки управления автомобилями без номеров: поскольку водителям с момента снятия знаков какой-то генерал-смельчак разрешил передвигаться без них только в течение одного (?!) дня, для определения времени запрета на эксплуатацию сотрудникам ДПС вменено в обязанность требовать у водителя копию соответствующего протокола.

Однако исполнению вами такие требования не подлежат по двум причинам: во-первых, пункт 2.3.1 Правил дорожного движения в случае запрещения эксплуатации автомобиля позволяет вам двигаться к месту стоянки или ремонта с соблюдением мер предосторожности. И расширительному толкованию с ограничением по срокам такое положение Правил не подлежит! Ведь понятно, что объективно к этому месту можно двигаться и два-три дня, если, скажем, знаки сняты в Красноярске, а автомобиль ремонтируется по гарантии исключительно в Москве (или же только там, по месту регистрации, проходит техосмотр)!

Во-вторых, пункт 2.1.1 ПДД требует от вас возить с собой целый набор водительских документов, но не обязывает таскать и предъявлять инспектору ДПС копию протокола о снятии номерных знаков. Стало быть, ни одному инспектору не удастся (пока существует презумпция невиновности) доказать, что вы управляете автомобилем без номерных знаков более одного дня.

Впрочем, в противоречие с федеральными законами вступили даже и официально действующие положения приказа МВД. В частности, как гласит милицейская директива, запрет на эксплуатацию снимается не тогда, когда устранена поломка, обновлена аптечка или пройден техосмотр. МВД будет считать машину допущенной к участию в движении только тогда, когда снятые знаки поступят в ГАИ по месту ее регистрации и местный сержант владельцу автомобиля знаки вернет! То есть через месяц… через год… или (если затеряются среди посылок с апельсинами) уже никогда…

Милицейский приказ, таким образом, походя подвинул статью 35 российской Конституции, которая гласит, что “каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им…”. А также статью 55 Основного закона, которая прямо указывает, что права граждан могут быть ограничены только федеральными законами, а не приказами МВД!

Мой адрес не дом и не улица…

До тех пор пока положения милицейского приказа не будут оспорены в Верховном суде, на дорогах развернется суровая борьба за право автомобиля остаться “пронумерованным”.

И победить в соревновании по перетягиванию номерных знаков поможет набор нехитрых правил.

Итак. Если вы законопослушны, но не можете пройти техосмотр или разориться на огнетушитель, а транспортным средством управляете по доверенности, для начала уговорите собственника автомобиля выдать вам вместо рукописной доверенности нотариально заверенную, причем с правом получения номерных знаков. В противном случае (если знаки будут сняты) получить их сможет только он сам. И не факт, что толкание в очередях за номерами станет пределом его мечтаний.

В случае снятия знаков в чужом для автомобиля городе заявляйте инспектору ДПС письменное (!) ходатайство о предоставлении вам возможности устранить причину запрещения эксплуатации на месте в течение двух-трех часов. Письменную просьбу он вряд ли сможет проигнорировать.

Если знаки все же отправлены к собственнику автомобиля в Кострому, поездки в этот город для прохождения техосмотра вам не избежать. Откреститься от экскурсии можно лишь в том случае, если знаки сняты за неисправность или просроченный валокордин и причина запрета устранена по месту снятия номеров. В этом случае в Кострому — собственнику автомобиля — следует отправить документ (пока неизвестно какой…), подтверждающий, что знаки уже можно водрузить на их законное место. И собственник (пообещайте ему ужин в ресторане) должен будет выудить номера из костромской ГАИ и отправить их по почте вам.

Если же вы менее законопослушны и склонны к лукавству, действуйте “строго по закону”.

На обвинение в управлении автомобилем, не прошедшим техосмотр, заявляйте, что осмотр пройден, а талон утерян. Помните, что Кодексом РФ об административных правонарушениях карается не управление без талона, а управление без техосмотра. И отсутствие первого не подтверждает отсутствие последнего!

Не предъявляйте инспектору ДПС протокол о запрещении эксплуатации автомобиля и снятии знаков, ибо Правила дорожного движения вас к этому не обязывают. Это даст вам право на вопрос инспектора “сколько дней нарушаем?” утверждать, что знаки сняты только сегодня утром, и обяжет придорожного милиционера (если он посчитает иначе) в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ “Презумпция невиновности” доказывать обратное. Таким образом, не покидая места за рулем, вы получите возможность не торопясь (хоть за неделю, хоть за две…) устранить неисправность, пройти техосмотр и даже прокатиться в чужой город за номерами.

Если ваши новенькие “Жигули” (“Волга”, “Москвич”) едва ли без взятки выдержат испытание техосмотром, и потому регистрационные знаки вот-вот могут перекочевать в недра ГАИ по месту учета автомобиля в Сыктывкаре, а совершать вояж в другой город за знаками вам невмоготу, снимите знаки собственноручно и спрячьте их под кровать. В этом случае ни один придорожный милиционер не вправе будет привлечь вас к административной ответственности по статье 12.2 КоАП РФ за управление автомобилем без регистрационных знаков, ибо не сумеет доказать, что знаки сняты вами, а не его ведомством в порядке запрещения эксплуатации!

Понятно, что столь откровенно издеваться над нынешним механизмом снятия регистрационных знаков позволяет сам приказ МВД, внедривший чудовищно примитивную (на уровне деревянных бухгалтерских костяшек) систему запрета на эксплуатацию. Систему, при которой из Улан-Удэ знаки будут лететь в Хабаровск, из Пензы — в Тулу и обратно, из Вологды — через Орел в Новосибирск… Систему, при которой Министерство связи утонет в металлоломе и начнет посылочки терять, а в ГАИ вырастет число бездельников, оторванных от более важной работы… Систему, при которой в поисках своих номеров будет метаться вся страна! А случайно найдя их, собираться в немыслимые очереди у стен ГИБДД.

Систему, при которой самым популярным в ГАИ местом станет доска объявлений: “Нашедшему мой номерной знак гарантирую вознаграждение…”





Партнеры