Наказание за достижения?

10 июня 2004 в 00:00, просмотров: 151

Сегодня Ленинградская область начинает пожинать плоды гибкой экономической политики регионального правительства. Рост объемов промышленного производства в регионе в прошлом году составил 20,9% и остается устойчивым в нынешнем.


Однако высокие темпы развития экономики резко контрастируют с прогнозируемым годовым дефицитом областного бюджета на уровне 1,8 млрд. руб. В чем же причины обозначившихся диспропорций? Статистика — наука неумолимо объективная. По данным Петербургкомстата, поступление налогов и других обязательных платежей на территории Ленобласти на начало марта составило 4,9 млрд. руб. Из них почти 3,5 млрд. руб., то есть львиная доля, достались федеральной казне.

Между тем, как известно, Бюджетный кодекс устанавливает принцип равенства при распределении доходов между федеральным и региональным бюджетами. Соотношение 50:50, безусловно, является справедливым и стимулирует субъект к дальнейшему экономическому росту. Беда только, что действие этой важнейшей нормы, регулирующей правила игры на финансовом поле, ежегодно замораживается. Как следствие, ряд регионов-доноров, к которым отнесена и Ленобласть, начинают выполнять роль своего рода дойных финансовых коров. Статистические выкладки по Северо-Западному федеральному округу показывают: на 1 марта текущего года Республика Коми передала Центру 62,7% поступлений, Калининградская область — 50,6%, Санкт-Петербург — 44,2%, а Ленобласть — 70,3%!

И это происходит в тот год, когда субъект планирует в 1,5 раза увеличить свои социально значимые расходы. Кое-кто возразит: как и любой другой субъект, Ленобласть получает средства из федерального бюджета. Однако объективную картину такой финансовой помощи раскрывают реальные факты.

В прошлом году, например, в результате перераспределения табачных акцизов в пользу Центра и отмены некоторых налогов регион потерял 3 млрд. руб. Федеральные трансферты в целом составили 2,68 млрд. руб. К примеру, удельный вес поступлений от предприятия “Филип Моррис Ижора”, чьи акцизы уплыли наверх, еще в 2002 году составлял 12,3% в сумме доходов областного бюджета. В нынешнем году ущерб областного бюджета от передачи табачных акцизов Центру составит уже 5 млрд. руб. Однако даже частичных компенсаций взамен таких серьезных потерь субъект скорее всего не дождется. Более того, ощутима тенденция сокращения объемов федеральной поддержки. За первые пять месяцев прошлого года из федерального казначейства поступило в Ленобласть почти 988 млн. руб. За тот же период нынешнего года — около 482 млн. руб. Даже в 2002 году, с января по май, регион получил от Центра 555 млн. руб., то есть больше, чем сейчас. Прогнозируемый на весь нынешний год объем федеральных поступлений может оказаться втрое меньше прошлогоднего.

В сложившейся ситуации такие растущие регионы, как Ленобласть, не только лишаются реальных стимулов развития, но и начинают испытывать все больший крен бюджетного дефицита. Если же с помощью финансовых рычагов субъект пытаются привести в “объятия” Санкт-Петербурга, то о подобных намерениях, наверное, надо заявлять открыто. При принятии столь серьезного решения нельзя игнорировать мнение населения Ленобласти.




    Партнеры