В столицу прибыл “остроносый”

7 июля 2004 в 00:00, просмотров: 492

Его ждали больше года. Сначала обещали, что прибудет в Москву к майским праздникам 2003-го, потом — что к майским праздникам 2004-го. Но лишь в ночь на вторник дальний бомбардировщик “Ил-4” добрался наконец до пункта назначения — площадки в музее на Поклонной горе.

Свое прозвище — “остроносый” — “Ил-4” получил в годы войны за характерную черту “физиономии”: спереди у крылатой машины этаким клювом выступает застекленный фонарь штурманской кабины. Такие самолеты, разработанные в КБ Ильюшина, отправились на первую бомбардировку Берлина, участвовали в боях не только против Германии, но и на Дальнем Востоке.

Именно из тех, дальневосточных, — машина, только что привезенная на Поклонную гору. Летом 1945-го самолет участвовал в налете на японские корабли в Охотском море. На обратном пути у “Ила” загорелся поврежденный двигатель, и бомбардировщик совершил вынужденную посадку прямо посреди дремучего леса в 200 километрах от Владивостока. А еще через полвека до подбитой машины добрались энтузиасты из авиационного военно-спортивного клуба “Поиск”. К этому времени “Ил-4” превратился уже в настоящий раритет: из нескольких тысяч “остроносых”, собранных на заводах, уцелело лишь четыре экземпляра.

Останки уникального бомбардировщика удалось по частям вывезти из тайги вертолетом. Для реставрации “Ила” арендовали один из цехов завода “Прогресс” в городе Арсеньев. Восстановление самолета, предназначенного музею на Поклонной горе, длилось почти два года. Большую часть работы выполнили члены клуба “Поиск”. Серьезные проблемы возникли, когда пришла пора перевозить столь необычный груз с Дальнего Востока в столицу. Эпопея согласований с железнодорожниками заняла больше года.

— В середине апреля фюзеляж и крылья бомбардировщика погрузили на платформы, — уточняет Олег Лейко, директор “Авиареставрационной группы”, занимающейся доставкой и установкой “Ила” в музее. — Но лишь 18 июня самолет отправился в Москву.

...Понедельник, половина десятого вечера. На грузовую площадку станции Москва-Сортировочная-Киевская подают платформы с частями самолета. Начинается операция по перевозке раритета в музей.

Дело оказалось очень непростым. Сначала кран никак не мог развернуться: мешали висящие вокруг провода. Потом трейлер с фюзеляжем бомбардировщика застрял перед мостом на Минской улице: оказалось, что хвост самолета под ним не проходит. Пришлось заниматься перекладкой. Чтобы хвостовая часть опустилась, нос “Ила” чуть приподняли, подложив под него еще несколько деревянных “подушек”... Лишь к пяти утра все части бомбардировщика разгрузили на площадке музея.

— Путешествие самолета через всю страну прошло достаточно благополучно, — рассказывает Олег Лейко. — Есть, конечно, мелкие повреждения, но мы их легко устраним. Кое-где придется и покраску обновить... А вот с надписью на борту — “Советское Приморье” — еще не все ясно. Ее сделали по просьбе местных жителей. Действительно, в годы войны против фашистов воевала эскадрилья “Ил-4” с таким названием, однако вот этот конкретный бомбардировщик в ее состав никогда не входил. Так что некоторые из специалистов-музейщиков считают, что надпись следует убрать...

Работы по сборке всех узлов и агрегатов крылатой машины займут несколько недель. Предполагается, что посетители музея на Поклонной горе смогут увидеть “остроносого” на площадке натурных образцов уже 15 августа — в День Военно-воздушных сил.




    Партнеры