Генеральная уборка

Падение империи Квашнина предрекали уже давно. Причинами его стали два обстоятельства: во-первых, личность самого Квашнина, доставшего в Минобороны всех и вся своими причудами, и, во-вторых, реальное распухание Генштаба вширь и вглубь, которое явно вело к его неуправляемости.

Жирную точку в этом поставил министр обороны Сергей Иванов. Благодаря его усилиям Госдума недавно приняла поправки к Закону об обороне. Если раньше закон допускал некую двойственность в толковании главенства министра и начальника Генштаба, то с этим теперь покончено. Генштаб получил тот же статус, что и любое Главное управление МО, а его начальник, соответственно, потерял в весе, правах и амбициях.

Таким образом, никаких сомнений в том, кто у нас командует армией, не осталось. Главный — понятно, Верховный главнокомандующий. На втором месте — министр обороны. А Генштаб — это теперь что-то вроде совета безопасности при Администрации Президента. Должен мыслить, рисовать карты, чертить стрелки и разрабатывать стратегии. Короче, один голый мозг, лишенный всяких инструментов для реализации своих затей.

Роль, несомненно, почетная, но не для нынешнего НГШ Анатолия Квашнина, предпочитающего мыслительной деятельности “оперативное руководство войсками”. Поэтому то, что случилось вчера — отставка начгенштаба, — не было неожиданностью (просчеты в Ингушетии стали для этого хорошим предлогом). Его кресло теперь займет генерал-полковник Юрий Балуевский, бывший первый замначальника Генштаба.

Отказываясь работать с журналистами, Квашнин тем не менее с удовольствием выступал на всякого рода совещаниях и коллегиях Минобороны, и здесь он говорил часами, нимало не беспокоясь по поводу “формулирования”. Высказывания у него бывают необыкновенные. Кое-кто из генералов даже вел запись “перлов”, так что, возможно, когда-нибудь широкая публика получит возможность ознакомиться с этой сокровищницей.

Для примера (чтоб было понятно, о чем речь): на заседании Академии военных наук в январе Анатолий Васильевич сказал, что для того, чтоб армия могла полностью обеспечить обороноспособность России, нужно, чтоб в России было 4 млрд. человек населения.

Для справки: сейчас у нас 147 млн. человек. Как хотите, так и понимайте.

Незабываемый поединок

С приходом в Генштаб Анатолия Квашнина, пожалуй, за всю историю российской армии впервые сложилась ситуация, когда начальник Генштаба Анатолий Квашнин и министр обороны Игорь Сергеев вступили в открытое противостояние. Все остальные военачальники вынуждены были выбирать, по какую сторону баррикад им находиться. Долгое время в Минобороны так и говорили: “человек Сергеева” или “человек Квашнина”. В конце концов победили люди Квашнина.

Начальник Генштаба, лоббируя собственные интересы и пользуясь близостью к “семье” Ельцина, к Верховному главнокомандующему, обращался напрямик, минуя министра обороны. В результате Генштаб стал превращаться в структуру, поглощающую все командования и управления.

В ответ ракетчик Игорь Сергеев создал Главное командование стратегических ядерных сил, не подчиненное начальнику Генштаба, и тем самым лишил Квашнина доступа к ядерной кнопке. Но “ядерные” аппетиты ракетного министра быстро съели почти все бюджетные поступления из армейского кармана. Финансовые приоритеты РВСН достигались за счет того, что другим родам войск приходилось потуже “затягивать пояса”. Это не нравилось многим командующим, поэтому в противостоянии министр обороны — начальник Генштаба многие из них встали на сторону Квашнина. Безусловно, надеясь, что после его победы их войска окажутся в фаворе. Но после отставки Сергеева Квашнин не поддержал бывших “союзников по борьбе”. Досталось всем: и ВДВ, и ВВС, и ПВО...

Супружеский долг

Про Квашнина говорят, что ему удивительно подходит поговорка “малый не дурак, но и дурак не малый”. До событий в Ингушетии Анатолий Васильевич всегда выходил сухим из воды. Например, в 95-м году, когда Северная группировка войск, которой он командовал во время штурма Грозного, была фактически разгромлена (трагедия 131-й Майкопской бригады, попавшей в окружение на железнодорожном вокзале), Квашнин никакого наказания не понес и продолжал руководить объединенной группировкой войск в Чечне, а спустя два года занял кресло начальника Генштаба, несмотря на явное отсутствие полководческих талантов.

Способности Квашнина выходить сухим из воды в военном ведомстве не сумели найти достойного объяснения. Вообще, когда речь заходит о каком-то командире, которого почему-то не снимают с должности, несмотря на проколы, военные любят приплетать к этому его супругу. Мол, она дружит с женой того-то, или она внучатая племянница того-то. Могущественная жена — это особенная “военная” фишка. В случае с Квашниным она тоже частенько выплывает: поговаривают, что его супруга Наталья Петровна дружна с супругой президента Путина, хотя достоверных подтверждений этому нет.

Коммерсанты, осуществляющие поставки в армию, утверждают, что она реально руководит несколькими фирмами, имеющими крупные контракты с военным ведомством. Вполне возможно, что так оно и есть. Квашнин, собственно, и сам открыто утверждал, что деньги в их семье зарабатывает жена.

Охота пуще неволи

Экс-НГШ отличается разнообразными дарованиями. С одной стороны, он видный ученый — в начале лета защитил докторскую диссертацию по реформированию войск. Интересно, что защищал он ее в Центре военных стратегических исследований при Генштабе, то есть у своих подчиненных, что вообще-то запрещено законом. По идее, ВАК сейчас должен счесть защиту недействительной, но неизвестно, как оно выйдет в жизни.

С другой стороны, Анатолий Васильевич — знаменитый охотник. Всему военному ведомству известно, что, когда Квашнин вылетает на учения (а летает он часто), по дороге непременно где-то делается посадка на несколько дней, чтобы поохотиться. Военные уже даже стали говорить, что Квашнин летит на охоту, а по дороге заглядывает на учения — так, мол, ближе к истине.

Анатолий Васильевич имеет тесные контакты с Администрацией Президента и бывает там часто. Судя по всему, к нему прислушиваются.

В доказательство достаточно почитать прелюбопытное интервью Квашнина, опубликованное в 1999 году в газете “АиФ-Интерфакс”. В этом интервью он предлагает разделить всю Россию на шесть районов в соответствии с делением на военные округа и в каждый назначить генерал-губернатора: “В каждом из шести районов полномочные представители президента и правительства могут выполнять федеральные обязанности для координации действий как внутри субъектов Федерации, так и в регионе в целом”.

Летом 99-го года, когда Квашнин давал это интервью, идея его звучала дико. Однако через год Путин сделал именно так, как предлагал Квашнин.

Квашнин ненавидит, когда у него срываются планы. Военные летчики, работавшие в Чечне, рассказывали, что, если он намечал вылететь в какое-нибудь горное село, его уже невозможно было отговорить нелетной погодой, туманом, опасностью. Тут же обвинял их в трусости, провоцировал: “Вы что, не советские летчики?”

Еще он очень деятельный и энергичный командир. Ни минуты не сидит без дела, и это его качество высоко ценится высшим командованием. Подчиненные, однако, считают, что он всех задергал своей энергичностью, поскольку его решения и деяния зачастую невозможно объяснить с точки зрения здравого смысла. Но и отговорить его от них тоже невозможно.

В подтверждение — еще один эпизод из “чеченской” эпопеи. В первую войну Квашнин, командовавший группировкой, приехал в расположение части, которая постоянно подвергалась нападениям боевиков. Оглядел местность, понял, что боевики нападают из-за холмов, и тут же велел срыть холмы. Казалось бы, простое решение, а никому в голову не пришло. Холмы, правда, тоже никто не срыл.

У экс-начальника Генштаба много плюсов и много минусов. Вероятно, он сделал много полезного для армии. Вредного, наверное, тоже.

По всей видимости, кресло начальника Генштаба не вполне соответствовало его способностям и возможностям. Не исключено, что в другом кресле он бы добился больших результатов, принес больше пользы стране.

Кстати, что касается судьбы самого Квашнина, то его прочат в советники президента по военным вопросам.

Новый хозяин Генштаба пишет стихи

Преемник Квашнина — генерал-полковник Юрий Балуевский — заметно отличается от прежнего хозяина Генштаба.

Юрия Балуевского в отличие от Квашнина можно назвать рупором Генштаба. Он практически единственный человек, который не боится журналистов, больших аудиторий и каверзных вопросов представителей западных СМИ. Для представителя Генштаба это уже супер! Поэтому, когда нужно было разъяснить планы военного ведомства или рассказать о предстоящих учениях, это всегда поручалось ему.

Кроме того, ему часто приходилось участвовать в переговорах международных военных делегаций. Это у него тоже получалось продуктивнее и лучше, чем у его начальника.

Известно, что Юрий Балуевский — человек творческий и пишет стихи. И даже обещал опубликовать их в “МК”...


ИЗ ДОСЬЕ “МК”:

58-летний генерал армии Анатолий Квашнин занимал пост начальника Генштаба Вооруженных сил РФ — первого заместителя министра обороны РФ с 1997 г. До этого (с 1995 г.) он был командующим войсками Северо-Кавказского военного округа.


ИЗ ДОСЬЕ “МК”:

генералу Балуевскому 57 лет. В 1982—1988 гг. Балуевский проходил службу в Главном оперативном управлении Генштаба ВС СССР. В 1990 г. окончил Военную академию Генштаба.

В 1993—1995 гг. он был первым замкомандующего Группой российских войск в Закавказье. С июня 1995 г. — замначальника, а с августа 1997 г. — начальник Главного оперативного управления Генштаба. Указом Президента РФ от 27 июля 2001 г. назначен первым замначальника Генштаба ВС РФ.

“Президент очень благодарен Квашнину”

Вчера в Кремле ждали недоброго с самого утра. Президент поломал свой обычный понедельничный график: члены правительства были вызваны на традиционное совещание к ВВП не к полудню, как всегда, а на два часа раньше. Ну а в начале следующего мероприятия — заседания Совбеза, занявшего прежнее “правительственное” время, в кремлевских коридорах уже вовсю обсуждали отставку высокопоставленных военных чинов: “Да не только Квашнина убирают — из-за Ингушетии столько голов полетело!”

Начало заседания Совбеза ничем экстраординарным вроде бы не отличалось. Президент Путин завел разговор о необходимости активизироваться на просторах СНГ. Но самая громкая отставка дня к тому времени уже случилась — хотя в списках участников заседания СБ фигурировала фамилия главы Генштаба Квашнина, в зале сидел его преемник — генерал-полковник Балуевский. Журналистам о приказе после заседания рассказал министр обороны Иванов. Снабдив, как и полагается в таких случаях, эту весть комментариями о заслугах отставника перед ВС. “Должен сразу сказать, что Квашнин очень много сделал для Вооруженных сил в трудный этап их существования. Много сделал для активной фазы контртеррористической операции в Чечне, для повышения боеспособности, боеготовности войск...” — перечислял Сергей Иванов. После чего отдельно отметил отношение президента к деятельности господина Квашнина: “Президент очень благодарен”, — сказал министр и подчеркнул, что эта благодарность будет отражена дополнительно. Формальные мотивы звучали примерно так: страна находится в более благополучном состоянии, поэтому перед Генштабом стоит задача меньше заниматься текучкой и думать о будущем.

На вопрос же о дальнейшей судьбе Квашнина, министр обороны ничего конкретного представителям СМИ не сообщил.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру