Год быка

Самой громкой тренерской отставкой нынешнего хоккейного межсезонья, безусловно, оказался уход со своего поста Виктора Васильевича Тихонова. Впрочем, неожиданностью это отнюдь не стало. О том, что легенда отечественного хоккея, проработавший в качестве главного в ЦСКА — страшно подумать! — 27 (!) сезонов, освободит эту должность, в кулуарах заговорили задолго до окончания минувшего чемпионата. Назывались разные фамилии возможных преемников Тихонова. Но окончательное решение, которое приняло руководство клуба, удивило всех. Тихонова сменил его 43-летний воспитанник — двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Быков.


— А вы сами-то, Вячеслав Аркадьевич, не удивились, когда вам позвонили из Москвы?

— Звонок вице-президента ЦСКА Валерия Гущина с предложением приехать в Москву и обсудить возможность моего назначения на пост главного тренера команды был для меня действительно очень неожиданным. И в первую очередь потому, что для меня, как, впрочем, и для многих, невозможно представить себе ЦСКА без Виктора Васильевича Тихонова. Это уже как Ленин и партия из известного стихотворения. Но с другой стороны, были определенная гордость и интерес. Отказаться от такого предложения было довольно сложно — впрочем, и согласиться тоже.

— Как же вы решились на такой шаг? Ведь у вас нет опыта работы главным тренером...

— Волков бояться — в лес не ходить. До недавнего времени я действительно работал в основном только с детско-юношескими и молодежными командами. Но я в хоккее человек не новый. И к тому же каждый главный тренер когда-то делал свой первый шаг. Так что когда-то нужно было начинать.

— Сейчас-то вы осознаете, что сменили на посту ЦСКА легендарного Виктора Тихонова? Готовы к тому, что вас неизменно будут с ним сравнивать, проводить какие-то параллели?

— Я об этом подумал, только когда мне сделали предложение занять этот пост. Сейчас я уже об этом вообще не думаю. Моя задача сейчас — сконцентрироваться на работе с командой и как можно лучше подготовить ее к чемпионату.

— Тем не менее ощущаете тень Тихонова? На тех товарищеских матчах, что команда провела под вашим руководством, Виктор Васильевич неизменно находился на трибуне за вашей спиной...

— Нет. Наши отношения базируются исключительно на доверии. У нас с Виктором Васильевичем состоялся хороший разговор. Он дал мне свои наставления и пожелал успехов в моей работе.

— Как отнеслась ваша семья к перспективе сменить благополучную Швейцарию на матушку-Россию?

— Это действительно очень деликатный вопрос. Мои дети уже достаточно взрослые — сыну 16 лет, дочери 21, — но они там учатся, и отрывать их от этого не стоит. Так что жена с детьми, к сожалению, осталась в Швейцарии. Но я надеюсь, что они будут как можно чаще навещать меня в Москве.

— В какой мере вы следили за российским хоккеем, живя в Швейцарии?

— В основном в рамках той информации, которая публиковалась в газетах. Кроме того, я регулярно посещал или смотрел по ТВ чемпионаты мира и различные турниры. Живьем видел клубы, которые приезжали в Швейцарию.

— Каким увидели российский хоккей после 14-летнего отсутствия в стране?

— Какие-то выводы делать пока еще рано. Но если говорить применительно к нашей команде, то у игроков есть определенные пробелы в техническом мастерстве и не все в порядке с катанием.

— И все же команда ЦСКА вас устраивает как тренера?

— Да. К сожалению, я довольно поздно приступил к своим обязанностям и не участвовал в селекционной работе клуба, но я вполне доволен той командой, которую мне дали. Коллектив начинает зреть в плане организации игры, в плане характера, в плане атмосферы, которая должна быть в команде.

— На данный момент ваша команда полностью укомплектована?

— Практически да. Но я знаю, что руководство ведет переговоры еще с несколькими игроками из НХЛ, которые в связи с возможным локаутом изъявили желание защищать цвета ЦСКА.

— А как вы относитесь к разговорам о том, что в ЦСКА не прочь поиграть самый высокооплачиваемый хоккеист в мире — чех Яромир Ягр?

— Много слухов сейчас витает вокруг разных фамилий. Любой игрок имеет право на свой выбор. Но главное, чтобы этот игрок действительно приносил пользу команде. Так что я пока воздержусь от комментариев по этому поводу.

— Как вообще относитесь к массовому приезду в Россию энхаэловцев в случае локаута?

— Если игрок едет помогать команде передавать опыт молодым хоккеистам, которые потом займут его место в случае отъезда обратно, то это одно. А если игрок едет только заработать денег, то такие игроки нашему хоккею не нужны. Что касается ЦСКА, то, на мой взгляд, у нас складывается хороший коллектив, создается стержень команды, и брать большую группу игроков из-за рубежа я не вижу смысла.

— Как игрока все вас помнят — как забивного форварда. Но современный хоккей сейчас все больше тяготеет к оборонительной тактике. Какую стратегию собираетесь проповедовать в ЦСКА?

— Я бы не стал так определенно говорить, потому что в современной команде неизменно должна присутствовать как солидная оборона, так и хорошая атака. Ну и в зависимости от того, как играет соперник, делать акцент на то или другое.

— У вас есть команда-идеал?

— Сейчас такой команды нет. А вообще это, конечно же, ЦСКА 80-х.

— Есть тренеры-диктаторы, есть демократы. Вы к какой категории себя отнесете?

— Не скажу, что я демократ или диктатор. Я хочу быть таким, какой я есть, проявлять те человеческие и профессиональные качества, которые важны в определенный момент.

— Тренером тяжело быть?

— Интересно.

— А тяжелее, чем игроком?

— На данный момент — да, потому что игрок принимает решения сам. А тренер может только воздействовать на игрока, но окончательное решение все равно примет игрок.

— Как игрок вы выиграли все что только можно. Какие задачи вы ставите перед собой как тренер?

— Утвердиться в своем сознании, что это действительно дело всей моей жизни. Постигнуть все азы этой нелегкой профессии.

— На сколько рассчитан ваш контракт с ЦСКА?

— Мы договорились с клубным руководством, что будем пересматривать его сроки после каждого сезона, в зависимости от результатов.

— Клубные боссы в России сейчас меняют тренеров как перчатки. Вас не пугает перспектива скорой отставки?

— Тренеры меняются не только в России. Это такая профессия. Естественно, за короткий период невозможно показать результат. Но я буду стараться. А что касается отставки, то я ее не боюсь.

— Какой результат команды по окончании сезона вас удовлетворит?

— Если мы попадем в плей-офф.

— То есть о медалях вы пока не мечтаете?

— Нужно быть реалистом: в силу разных причин на данный момент это невозможно. Все нужно делать постепенно. Сейчас моя главная задача — передать игрокам психологию победителей, которая была присуща моему поколению.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру