Лукреция осыпается

24 июля 2004 в 00:00, просмотров: 205

Как сообщил вчера владелец полотна Владимир Логвиненко, с картины, изъятой у него российской прокуратурой в стадии незаконченной реставрации, начал осыпаться красочный слой. Такой вывод сделал реставратор полотна, осматривая его в фондохранилище ГМИИ им. Пушкина, куда картина помещена на временное хранение до окончания судебной тяжбы.

Напомним, что арест картины Рубенса был произведен по просьбе прокуратуры города Потсдама, которая утверждает, что Логвиненко незаконно завладел полотном, украденным в 1945 году в Германии и вывезенным в Россию. Сам же владелец картины считает себя добросовестным приобретателем, и на днях в Потсдамском суде должна быть рассмотрена его жалоба к немецким властям. Позицию Логвиненко поддерживает и Министерство культуры России.

Логвиненко купил Рубенса у антиквара Дидиани за 3,5 млн. долл. Тогда, по его словам, он не догадывался, что покупает на самом деле — полотно было сложено в несколько раз, и красочный слой осыпался до такой степени, что невозможно было даже разглядеть, что на нем изображено. То, что это полотно Рубенса, стало понятно только в ходе реставрации. Логвиненко выяснил судьбу картины и через агентов предложил музеям Потсдама вернуть Рубенса, который находился в Потсдамской галерее до войны, — за компенсацию. Вместо этого прокуратура Потсдама возбудила против владельца уголовное дело.

В этой истории есть много вопросов. Например, такой: кем все-таки был офицер Дорофеев, который, как говорила его дочь, будучи комендантом Бранденбурга, жил в доме вероятной любовницы Геббельса, в чьей спальне находилась картина Рубенса, которую Дорофеев затем сложил до размеров чемодана и вывез на родину. После его смерти дочь продала картину одному антиквару за 800 долларов. Однако, по утверждению немецких судебных органов, по их данным, коменданта Бранденбурга с фамилией Дорофеев никогда не было, он служил в соседнем городке и был в числе нескольких советских офицеров, которые весьма активно интересовались произведениями искусства. Второй вопрос: возможно ли заплатить 3,5 млн. долл. за холст, пусть даже очень старый, на котором почти не осталось изображения? Или уже при покупке все-таки было известно, что это Рубенс?

Все это требует расследования. Потому картина Рубенса пробудет под арестом еще, видимо, долго. И в каком состоянии “освободится”, неизвестно. Несмотря на то что Логвиненко подписал договор с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским о скором экспонировании шедевра в Санкт-Петербурге.




Партнеры