Как созревала "Kalina"

12 августа 2004 в 00:00, просмотров: 219

Каждый день приближает российского автомобилиста к торжественному дню - 18 ноября должен начаться серийный выпуск долгожданной новинки "АвтоВАЗа" - городского автомобиля "Lada Kalina".

По словам главного конструктора этого нового вазовского семейства Юрия Коптева, на сегодняшний день завершены основные виды испытаний модели. Сейчас "Kalina" проходит ресурсные испытания, а предстоят еще приемочные, когда окончательно будет подтверждено соответствие модели техническому заданию. Впереди еще сертификационные испытания, результат которых я выдача сертификата на товарное производство и продажу этого автомобиля в России, а затем я получение таких сертификатов (так называемая омологация) для вывода "Lada-Kalina" на международный автомобильный рынок.

Действительно, в последние месяцы велись весьма интенсивные испытания образцов новой модели по 420 параметрам, и в основном они уже завершены. В научно-техническом центре завода, о котором немного расскажем ниже, оборудованном самыми современными испытательными установками и измерительными комплексами, "Kalina" успешно сдала аэродинамические, климатические, ударные "экзамены", испытания на устойчивость, плавность хода, на скрипы и шум интерьера. Сейчас ее "мучают" длинноцикловые ресурсные испытания, во время которых придирчиво проверяется светотехника, шины, сидения, подушки безопасности, идет калибровка системы управления двигателем.

А вот мнение одного из ведущих испытателей по проекту "Калина": "Мы подвергли ее испытаниям на соответствие более трем сотням международных и российских автомобильных стандартов. Сегодня можно уже с уверенностью сказать, что автомобиль состоялся". Продолжается, сообщил ведущий испытатель, тестирование электроусилителя рулевого управления я нового штатного изделия, причем нового не только для вазовских, но и других отечественных марок.

Интенсивные испытания последних месяцев, которым подвергался герой предстоящей осенней вазовской премьеры, уже внесли определенные коррективы в конструкцию модели. По данным пресс-службы ОАО "АвтоВАЗ", благодаря изменениям, внесенным в опытные экземпляры по рекомендациям испытателей и испытаний, о которых речь пойдет ниже, уровень комфорта, потребительских качеств "Kalina" подтянут до соответствующих показателей зарубежных аналогов этой модели практически по всем показателям. Особо отметим, что испытания на пассивную безопасность показали соответствие модели жестким международным стандартам. Благодаря тому, что 12% деталей, использованных в конструкции машины, изготовлены из особо прочных сталей.

Уместно упомянуть и о недавнем дополнительном серьезном дорожном экзамене в реальных условиях российской глубинки, успешно сданном "Kalina". В июне пилотный образец модели с новым 8-клапаннным двигателем объемом в 1,6 л, электрическим усилителем руля и системой нейтрализации выхлопа по стандарту "Евро-3" участвовал в автопробеге "Наша марка" от Москвы до Владивостока в достаточно высоком темпе - до 1000 км в сутки. Этот трудный пробег - часть проекта журнала "За рулем", в ходе которого независимым экспертам и диагностическим приборам предстоит протестировать отобранные для эксперимента машины на качество изготовления, динамичность, управляемость в реальных условиях неважных российских дорог, проходимость, ремонтопригодность, стоимость эксплуатации, комфортность, а также по многим другим параметрам. Технические результаты этого пробега будут проанализированы и на "АвтоВАЗе".

Испытатели, разматывая длиннейшую трассу автопробега, - от Читы до Хабаровска они прошли две тысячи километров по грейдеру, покрытому крупным щебнем, убедились в высокой надежности, отличных эксплутационных и ходовых качествах и даже неприхотливости "Kalina". Новый вазовский мотор неплохо показал себя и в тех случаях, когда на трассе не было 95-го бензина, и он удовлетворился 92-м. А водитель-испытатель Алексей Федоров отметил, что в салоне "Kalina" на всем пути не было пыли я его герметизация и работа системы вентиляции оказались на высоте. Думается, "Kalina" не показала бы таких результатов в этом автопробеге, да и весь путь от чертежей до опытных партий занял бы значительно больше времени, если бы не два обстоятельства. Во-первых, как подчеркивает главный конструктор завода Владимир Губа, семейство автомобилей "Lada Kalina" было спроектировано на основе метематических моделей. Это новшество "АвтоВАЗа" позволило обойтись в процессе опытно-конструкторских работ без затратного изготовления прототипных деталей и узлов, то есть оценить конструкцию виртуально, а также провести имитацию ударных испытаний и доводку силового каркаса Kalina, рассчитать узлы подвески, двигателя, трансмиссии.

Эти же математические модели позволяют идеально сопрягать детали кузова настолько, что уже в процессе производства не требуется их подгонки, и даже с помощью компьютерного моделирования "выращивать" из специальной пластмассы очень сложные детали, на которых проверять все сопряжения, подвергать их специальным испытаниям.

Второе обстоятельство, самым серьезным образом ускорившие появление опытных партий такой современной по мировым меркам модели, как "Kalina", и позволившее в рекордные для отечественного автопрома сроки подвести ее к серийному производству, это наличие у "АвтоВАЗа" уникального, единственного в России испытательного комплекса. На базе этого комплекса производится полный цикл испытаний новых моделей автомашин на соответствие национальным и международным стандартам, определяются теплотехнические, барометрические и климатические показатели автомобилей, уровень их акустического шума и виброкомфорта, электромагнитной совместимости приборов автомобиля и его влияние на окружающую среду или устойчивость его электрических и электронных систем к воздействию внешних электромагнитных полей, получают и улучшают аэродинамические характеристики испытуемых моделей.

К примеру, "Kalina", как и другие машины "Lada" (именно так теперь официально называются все модели "АвтоВАЗа", а не "ВАЗ"), продували в одной из лучших в мире аэродинамических труб, благодаря чему ее сопротивление воздушному потоку удалось снизить на 15%. После этих испытаний были скорректированы высота и геометрия крышки багажника, задних крыльев, фонарей, заднего бампера, геометрия задней кромки капота, нижней кромки переднего бампера, зеркал и брызговиков двигателя. Теперь аэродинамика "Kalina" соответствует параметрам зарубежных одноклассников, а по некоторым и превосходит их.

Другими словами, в лабораториях испытательного комплекса "АвтоВАЗ", а такие многофункциональные центры испытаний в Европе есть только у "Mercedes", "Volkswagen" и "Porsche", новую машину "Kalina" многократно и интенсивно хлестали тропическими ливнями и злыми метелями, поджаривали под солнцем пустыни и коптили сахарскими ветрами, внимательно прислушивались ко всем скрипам, к шелесту шин на любой скорости, голосу выхлопной трубы, шуму всех звучащих узлов и агрегатов, измеряли воздействие молний и акустических ударов грома, машину трепали на вибростендах и только что не пробовали всю ее и все ее детали в отдельности что называется "на зуб". Нигде в России, кроме как в Тольятти, да и во многих странах, в которых производят автомобили, повторимся, нет таких испытательных центров, как на "АвтоВАЗе".

Вот и получилась "Кalina" "ягодкой" на пять!



Партнеры