Реформа с костылем

За последнее время слова “льготы на деньги” основательно навязли в зубах. Очень хотелось забыть их хотя бы на время, хотя бы до осени, но не получается.

“Премьер-министр должен каждый день появляться на телеэкране и разъяснять людям, что их ждет, а он уходит в отпуск!” — возмущался на днях один очень известный политолог. Что премьер-министр! На экранах нет ни министров, ни их замов... А государственные телеканалы все лето душат россиян халтурно сделанными рекламными роликами, отсутствием информации похожими на предвыборные. “Будет здорово!” — жизнеутверждающе твердят ролики, выдаваемые за новости, оставляя за скобками интересующие граждан детали.

А люди звонят и звонят в редакцию и задают конкретные вопросы. На один из них, касающийся нескольких миллионов российских инвалидов, мы сегодня попробуем ответить.

В чем суть дела?

С этого года пенсия по инвалидности выплачивается в зависимости от степени потери трудоспособности (их три, третья — самая тяжелая, означает, что человек работать не может совсем), а не в зависимости от группы инвалидности (здесь, наоборот, первая группа считается самой тяжелой).

Теперь тот же самый принцип — в зависимости от степени потери трудоспособности — распространяется и на выплату денежных компенсаций за отмененные льготы. Но очень многие инвалиды потеряли здоровье давным-давно, когда никакой степени потери трудоспособности в справках и заключениях комиссии не указывалось. У них определена только группа: первая, вторая или третья. И вот теперь они, в большинстве своем пенсионеры с немалым стажем, нервничают: как быть? Может, стоит немедленно бежать сдавать анализы и вновь проходить комиссию, чтобы зафиксировать степень потери трудоспособности?

Судя по звонкам, многие уже побежали. Стоят месяцами в очередях в поликлиниках и пересказывают друг другу панические слухи: “Если до Нового года комиссию не пройдешь, никакой компенсации и соцпакета не получишь!” Их попытки получить разъяснения в местных органах социальной защиты и подразделениях Пенсионного фонда ни к чему не приводят: там отвечают, что сами ничего еще не знают, потому что закон до них не дошел и разъяснения к нему не поступили.

Мы попросили объяснений в Министерстве здравоохранения и социального развития. Директор Департамента развития социальной защиты Анатолий Осадчих ответственно заявил: “Тем людям, которые уже являются инвалидами, не нужно проходить никакого дополнительного переосвидетельствования для получения денежной выплаты взамен льгот. Другое дело — граждане, которые придут на комиссию впервые в жизни после 1 января 2005 года. Им сразу будет устанавливаться степень потери трудоспособности”.

Смотрим закон. В нем действительно черным по белому прописано, что гражданам, ставшим инвалидами до 1 января 2005 года и не имеющим в бумагах записи про степень потери трудоспособности, денежные выплаты будут производиться “без дополнительного переосвидетельствования”. И в том же законе говорится, в каком размере: если у вас первая группа инвалидности — заплатят как тем, у кого установлена третья степень потери трудоспособности. Если вторая группа инвалидности — как тем, у кого степень потери трудоспособности вторая. Если третья группа инвалидности — получите как те, у кого степень потери трудоспособности первая. (Какие выплаты положены по закону — см. “МК” от 10 августа 2004 года.)

То же самое — “пока не дергаться, никуда не бежать и подождать до 1 января 2005 года” — советует инвалидам и Олег Рысев, замначальника Центрального правового управления ЦП “Всероссийского общества инвалидов”. Другое дело, что многим инвалидам совсем не нравится порядок определения размера социальной помощи от государства в зависимости от степени потери трудоспособности. Методика ее определения, говорит г-н Рысев, очень уж расплывчата, да и нет ее до сих пор, оформленной должным образом решением правительства и зарегистрированной в Минюсте: “Если спортсмен-футболист повредил мениск и не может больше бегать — ясно, что для него это означает 3-я степень потери трудоспособности. Как и для балерины... Но если инвалидность общая, как быть?” В ведомстве г-на Зурабова, признавая необходимость “более тщательной проработки вопроса”, уверяют: все специалисты на местах уже знают, как определять, насколько человек может или не может работать...

В общем, надо постараться успокоиться и дожить до 1 января 2005 года. Не стоит того наше государство, чтобы из-за него окончательно гробить свое и без того подорванное здоровье.

...В редакцию звонят не только инвалиды и ветераны войны, но и военнослужащие, милиционеры. Даже судьи звонят — оказывается, и они не знают об изменениях в своем статусе!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру