В ловушке у Морфея

“Не дай мне Бог сойти с ума”, — молил Пушкин. Возможно, он не знал, что сумасшествие — еще не худшее, что может быть уготовано человеку. Страшней — проснуться в гробу. Принято думать, что это редчайший случай, связанный с грубой ошибкой медиков, неправильно констатировавших факт смерти. Однако при переносе старых европейских кладбищ около четверти всех покойников оказались повернуты на бок, одежда разодрана в клочья, крышка гроба изнутри исцарапана. Все это ужасающие свидетельства непреложной истины: очень многих непробудно заснувших сочли в свое время умершими и преждевременно закопали в могилу.

В могилу — мобилу

Эта история нашумела в 1938 году во многих европейских газетах. В английской деревушке хоронили женщину. При опускании гроба в могилу снизу явственно послышался скребущий звук. Вопреки протестам священника гроб вынули и открыли крышку. Покойница была скручена в спираль, ее лицо застыло в гримасе ужаса, руки были в свежих кровавых ссадинах. К сожалению, помощь пришла слишком поздно.

Эта история получила в Англии весьма рациональное продолжение. С тех пор по сей день холодильники всех британских моргов оборудованы веревками, соединенными с колокольчиком: если кто-то вопреки констатированной смерти проснулся, он имеет возможность дернуть за веревку и тем самым спастись. С 1960-х годов сигнальное устройство было усовершенствовано: в холодильники устанавливают аппарат, регистрирующий малейшие изменения в активности сердца, он соединен с сиреной.

В Словакии в наши дни первыми додумались до современного решения проблемы: в гроб кладут сотовый телефон с заряженным аккумулятором. Правда, есть ли уверенность, что вышедший из комы или летаргического сна “покойник”, к тому же очнувшийся в не самом уютном месте, вспомнит хотя бы один из номеров? Или мобильник снабжен также списком номеров служб экстренной помощи?

Итак, причиной врачебной ошибки при определении наступления смерти могут оказаться мозговая кома и летаргический сон. Кома — пограничное состояние между жизнью и смертью, наступившее в результате тяжелого травматического поражения коры головного мозга или таких болезней, как инсульт, нефрит, холера, малярия. В коме больной может оставаться долгие годы. Яркий пример у всех перед глазами: раненный в Чечне в середине 90-х генерал Романов до сих пор не пришел в себя.

Вероятно, абсолютный рекорд продолжительности пребывания в коматозном состоянии остается за Элен Эспозито, которая в шестилетнем возрасте после операции по удалению аппендицита не смогла очнуться и пробыла в беспамятстве до самой смерти, наступившей в возрасте 43 лет.

Не зарекайся от мнимой смерти

Зафиксированные рекорды продолжительного сна скромнее: Книга Гиннесса сообщает о Надежде Артемовне Лебединой, родившейся в 1920 году в Екатеринославской губернии, которая заснула после ссоры с мужем в 1954 году и беспробудно проспала 20 лет.

Впрочем, очевидно, что гиннессовский рекорд не абсолютен. Проблема летаргического (то есть, буквально, связанного с забвением и бездействием) сна волновала людей как минимум с античности. Не зря ведь граждане Спарты повелевали своим слугам перед погребением пронзить тело хозяина клинком — нечто сродни сегодняшнему контрольному выстрелу в голову. Логика спартанцев понятна: уж лучше верная смерть в пограничной ситуации, чем мучительно страшная после возможного пробуждения в гробу.

Летаргический сон, получивший также название мнимой смерти, может наступить после сильного стресса, перенесенного ужаса или чрезмерного переутомления. Длиться он может от нескольких суток, что встречается сравнительно часто, до многих лет — такие случаи наперечет.

Одним из немногих ученых, серьезно изучавших феномен летаргического сна, был знаменитый физиолог Иван Петрович Павлов. В петербургской клинике в Удельной наблюдалось несколько случаев засыпания на долгие годы. Один из самых знаменитых связан с неким Качалкиным, уснувшим в 1898 году и проснувшимся в 1918-м в другом веке и в другой стране. Пациент признался академику, что за время пребывания в летаргии он все слышал и понимал, но не хватало сил ни пошевелиться, ни хотя бы разомкнуть веки. Рядом с ним спала девочка, заснувшая в четыре года и пробудившаяся уже взрослой девушкой. Первое, что спросила 18-летняя девица после пробуждения, — где ее любимая кукла. Понятно, что ее сознание также было отключено все 14 лет.

Длительная летаргия переводит организм на энергосберегающий режим. Поэтому ни дыхания, ни пульса зачастую у спящего не просматривается (что и чревато констатацией смерти и преждевременным захоронением). В то же время совсем без питания спящий обычно обходиться не может. Поэтому его подпитывают смесями через зонд или глюкозой через капельницу.

По мнению И.П.Павлова, летаргический сон связан с преобладанием торможения над возбуждением в коре головного мозга. Предельно истощенные нервные клетки мозга при малейшем возбуждении способны впадать в торможение, именуемое павловской школой охранительным, поскольку такая самозащита спасает их от гибели. Причем процесс торможения распространяется на все зоны коры, постепенно спускаясь в нижние отделы мозга, в том числе на продолговатый, в котором локализованы высшие, не зависящие от сознания центры дыхания, сердечной деятельности, терморегуляции и другие.

Такой вот парадокс: сон, зачастую губительный для человека, на самом деле — спасительный.

Гениальный поэт раннего итальянского Возрождения Франческо Петрарка в возрасте 40 лет после болезни и потери сознания заснул так надолго, что его сочли умершим и стали готовиться к похоронам. Очнулся он вовремя, после чего прожил еще 30 лет.

Спасительный оргазм

Два года назад в российской прессе рассказали о необычном феномене Прасковьи Алексеевны Калинычевой, которая периодически проваливается в сон, длящийся неделю-другую. Впервые она так заснула в 1947 году, находясь на лесоповале Сиблага. Благо лагерный врач оказался грамотным и сумел отличить странный сон от смерти. Впоследствии “внезапные отключения” происходили с Калинычевой свыше ста раз. Пробуждается она либо сама, либо от внезапного резкого шума, крика, даже от телефонного звонка. При этом выглядит 78-летняя женщина лет на пятьдесят.

Как видим, не всегда летаргический сон — одноразовый. Он может многократно повторяться. А может и прерываться, чтобы в изменившихся условиях вновь продолжиться. Есть свидетельства, что во время войны спавшие летаргическим сном просыпались при объявлении воздушной тревоги, бежали вместе с другими в бомбоубежище, где нормально бодрствовали, а после отбоя вновь возвращались в летаргию.

Вообще, столь редкие в медицинской практике случаи продолжительной летаргии (отсюда практически отсутствующие медстатистика и системное изучение феномена) давно осмыслены народным опытом. Именно в народной медицине есть конкретные рекомендации, как вывести больного из опасного затяжного сна.

Прежде всего это горячие компрессы с горчицей, которые кладут на голову. Основой для компрессов могут также быть сок борщевика, смешанный с оливковым маслом, лекарственный горичник и настой гвоздики, которым также отпаивают летаргика. Для нестарых женщин радикальным средством вывода из летаргии считается половой акт: если он сопровождается оргазмом, скорей всего наступит пробуждение.

Еще одной претенденткой на абсолютный рекорд длительности сна — 36 лет — стала Элизабет Вуардок из Бельгии, попавшая в 27 лет в автокатастрофу. Проснувшись в 63 года, она с тех пор боялась ложиться спать одна в комнате.

Колокольчик звонит по живым

Наука не знает, что именно происходит в мозгу летаргически спящего человека. С одной стороны, минимизация жизненных процессов сберегает ресурсы. Не случайно поэтому проснувшиеся после многолетней спячки некоторое время кажутся моложе своего возраста как раз на тот срок, что провели во сне. Правда, старение настигает таких людей стремительными темпами, и за несколько лет, а то и месяцев они наверстывают свое отставание от времени.

Норвежка Августина Леггард после родов не смогла проснуться и проспала 22 года. При пробуждении она увидела свою взрослую дочь, похожую на нее саму как две капли воды. На вид Августине было не 44, а вдвое меньше. Правда, старела женщина гораздо быстрее дочери и уже через пять лет умерла, будучи на вид глубокой старухой.

Замедленное старение, если оно действительно встречается, может быть связано с резким торможением процессов жизнедеятельности при существенно пониженной температуре тела. Описания известных случаев длительного сна, как правило, включают эти немаловажные детали: прохладная кожа, бледный цвет лица, отсутствие “росы” на зеркальце, приложенном к губам. В таких, наиболее напоминающих смерть случаях летаргии больной может подолгу обходиться без питания. Сколько именно? Пределы неизвестны.

В одной из церквей в пригороде Мадрида свыше 300 лет в саркофаге покоится монахиня Мария Иезус. Хотя она не канонизирована церковью и потому не считается святой, ее тело сохраняется без малейших признаков тления. Среди различных версий, объясняющих необычный феномен, есть и суждение о летаргическом сне. Хотя, если это так, сон Марии совсем уж небывалый: три столетия без еды и притока свежего воздуха не обходился еще никто.

Кома и связанное с ней “второе рождение” часто приводят к открытию у людей феноменальных способностей. Как видно, и длительное пребывание в летаргическом сне тоже может открыть неизвестные резервы интеллекта и сверхчувственности.

Сын австралийского фермера Том Флетчер в 1969 году надолго заснул после прямого попадания разряда молнии. Шесть лет безутешный отец пытался вернуть мальчика к нормальной жизни. Помог опять же разряд молнии, угодивший в спящего сына. Проснулся Том, не осознавая прошедшего времени, зато у него открылись уникальные математические способности, которых прежде не было.

Парапсихологи и другие исследователи аномальных явлений склонны связывать летаргический сон с замедлением процесса выхода тонких тел из физического тела. Как в обычном сне, так и в процессе умирания организма этот выход происходит достаточно быстро — счет времени идет на секунды. Случается, что иногда по каким-то, пока не установленным причинам тонкие тела “выдавливаются по капле”, и процесс растягивается на годы. Однако с точки зрения взаимодействия человека с тонким миром идет такой же, как при просмотре сновидений или прокрутке перед сознанием умирающего всей его прожитой жизни, процесс познания ноосферы. Поэтому, считают сторонники этой экзотической точки зрения, летаргика не следует тревожить, будить. Не надо вообще мешать уникальной работе его души.

Инсомния и танатология — научные направления, исследующие, соответственно, сон и смерть, — далеко не лидирующие в науках о человеке. Как довелось выяснить, в Москве сегодня вообще никто не изучает летаргический сон. Однако думается, это обидное заблуждение. Звонок с привязанной к нему веревкой — тревожное напоминание всем нам: колокольчик звонит не по мертвым — он звонит по живым.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру