Грузинский цугцванг

У шахматистов есть такое словечко: “цугцванг”. Оно обозначает положение, когда любой ход только ухудшает ситуацию. Похоже, в таком положении сейчас оказался и герой “революции роз” Михаил Саакашвили. Россия и ее “имперские силы” тут совершенно “не при делах”. В такое положение наш герой поставил себя сам, по доброй воле.


Война означает для Саакашвили катастрофу, особенно если на стороне осетин выступит Россия, а все к этому идет. Нефтепровод, которого ждет не дождется Вашингтон, накроется медным тазом. Вместо обещанного повышения благосостояния грузинские семьи начнут получать своих сыновей в гробах. Угадайте с трех раз, что станет с рейтингом Саакашвили к началу зимних холодов.

Дать обратный ход? А как быть с обещаниями объединить Грузию? Именно под такие гарантии он привлек к себе те силы, которые и обеспечили ему “народную поддержку” в ходе переворота. Эти силы — звиадисты (последователи первого президента Грузии) и грузинские партизаны из Абхазии.

Представления о всенародной поддержке Саакашвили — это миф. Грузинский народ, конечно, готов был поддержать хоть черта, если он против “Шевика”. Однако “народный трибун” в ходе революции испытывал большие трудности с мобилизацией народных масс. Он в течение недели не мог собрать на площади нужное количество народа для штурма парламента. И только после того, как был заключен союз с бывшими соратниками Гамсахурдиа, крестьяне из Западной Грузии были привезены на автобусах в Тбилиси. Нужную агитацию и пропаганду провели звиадисты.

Эти силы толкают теперь президента к радикальным действиям в Осетии. Именно Гамсахурдиа был главным творцом конфликта с осетинами. И вот те, кто стоял тогда рядом с ним, у власти, память Гамсахурдиа реабилитируют. Другой опорой режима Саакашвили является беглый олигарх Патаркацишвили. Недаром во время недавнего визита в Израиль президент таскал Бадри с собой. Вряд ли их израильские собеседники видели фотографии руин еврейского квартала в Цхинвали, по которым во время прошлой войны прямой наводкой била грузинская артиллерия...

Патаркацишвили и его другу Березовскому нужна новая война на Кавказе. Ведь у лондонского “беженца” сейчас одна, но пламенная страсть: как бы Путина извести. Безусловно, последние события в Грузии демонстрируют слабость кавказской политики путинской администрации. Но настоящая катастрофа для этой администрации наступит, если российские граждане Южной Осетии будут откровенно “сданы” в условиях военной агрессии Грузии. Тут и грядущая преемственность власти станет проблематична. Но и решиться на открытую военную поддержку осетин Кремлю нелегко. Тут может быть и такое соображение: а ну как все это ловушка, и вслед за включением России в войну объявляется о ее миротворческой несостоятельности, и в Осетию десантируются натовские войска? То есть Березовский в Осетии пытается смоделировать ситуацию цугцванга для Путина.

Этими опасениями, возможно, и объясняется странное поведение российских миротворцев. С конца мая в Осетию незаконно вводились грузинские вооруженные формирования, устанавливались блокпосты, вооружалось население. По мандату миротворцы имели право применить против нарушителей силу вплоть до уничтожения. Однако они ничего не делали.

Те силы, которым нужна война, — это грузинские реваншисты и российские олигархи-обиженники. Президент вовлекся в нее почти против воли. Пламенного революционера Саакашвили подвели вера в могущество пиар-технологий и самонадеянность. Он думал, что достаточно перекрыть дороги и передать осетинам мешок удобрений в прямом эфире ТВ — и дело в шляпе. Он стал жертвой грузинского мифа о том, что только Россия мешает осетинам кинуться в объятия Грузии. Он стал жертвой мифа о самом себе, сочиненного в одном из отделов Госдепа США. Когда этот мыльный пузырь лопнет, утопив заодно и “проект Ющенко” на Украине, Москве надо воспользоваться моментом, чтобы сыграть свою игру, к которой она оказалась не готова во время “революции роз”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру