“Четвертый” просит посадки

19 августа 2004 в 00:00, просмотров: 528

Вчера днем в столице торжественно отмечали встречу самолета, прибывшего с Дальнего Востока.

Хоть и говорят, что авиация — самый скоростной вид транспорта, однако рейс этой крылатой машины затянулся: из Приморья до Москвы она добиралась более полутора лет. А все потому, что — реликвия. Таких самолетов сейчас насчитывается всего-то пять штук.

Дальние бомбардировщики “Ил-4” считались в годы войны лучшими в своем классе по скорости, дальности полета, грузоподъемности. Именно на этих машинах советские летчики 7 августа 1941 года отправились на первую бомбардировку Берлина. И капитан Гастелло совершил свой знаменитый подвиг на таком ильюшинском самолете, направив подбитый ДБ на колонну немецких грузовиков...

Крылатая машина №17404 была собрана на Иркутском авиационном заводе в 1942 году. Ее боевая жизнь оказалась сравнительно недолгой: в конце лета 1945-го самолет участвовал в налете на японские корабли в Охотском море у Южного Сахалина. На обратном пути у “Ил”а загорелся поврежденный двигатель, и командир решился на вынужденную посадку. Бомбардировщик ухнул в тайгу километрах в двухстах от Владивостока.

Полвека он пролежал среди дремучих зарослей, где бродят медведи и тигры. Потом судьбой самолета занялись энтузиасты из авиационного военно-спортивного клуба “Поиск”. Останки бомбардировщика удалось по частям вывезти из тайги вертолетом. Восстановление самолета длилось почти два года. Однако гораздо более серьезные проблемы возникли, когда пришла пора перевозить столь необычный груз с Дальнего Востока в столицу. Эта железнодорожная эпопея заняла больше года. Лишь 18 июня платформы, на которых были закреплены фюзеляж и крылья “Ил-4”, были прицеплены к грузовому составу. Путь до столицы занял чуть больше двух недель. Как удалось узнать “МК”, в ходе “косметических процедур” слегка изменился внешний вид самолета: с его борта исчезла надпись “Советское Приморье”.

— Ее сделали еще на заводе в Арсеньеве по просьбе местных жителей, — пояснил Олег Лейко, директор “Авиареставрационной группы”, занимавшейся доставкой и установкой “Ил”а в музее. — Действительно, в годы войны против фашистов воевала эскадрилья бомбардировщиков с таким названием, однако эта конкретная машина в ее состав никогда не входила. Поэтому московские специалисты-музейщики и решили ради сохранения “исторической правды” надпись убрать...

18 августа в Музее Великой Отечественной войны состоялась наконец торжественная церемония презентации “остроносого”.

Однако, судя по всему, “воздушные перспективы” демонстрируемому на Поклонной горе “остроносому” не светят. По словам Олега Лейко, этот “Ил-4” восстановлен лишь как недействующий образец. Конструкции фюзеляжа и крыльев после полувекового пребывания в тайге потеряли необходимую прочность. Так что летать машина уже не сможет. Хотя при этом реставраторы отмечают, что оба мотора бомбардировщика сохранились очень неплохо и их вполне реально привести в рабочее состояние.




Партнеры