Траурная карта

26 августа 2004 в 00:00, просмотров: 420

География вчерашней трагедии, увы, обширна. Напрямую она затронула сразу пять регионов — Москву (оттуда вылетели самолеты), Волгоград, Сочи (туда они направлялись), Тульскую и Ростовскую области (там они разбились). А сколько еще россиян в других городах и селах оплакивали вчера погибших мужей, жен, сыновей и дочерей...

О том, как развивались события в страшную августовскую ночь, — в репортажах наших корреспондентов.

ТУЛА: тела разбросаны по лесу

Про расположенную в тульской глубинке деревню Бучалки теперь узнает весь мир. Огромное поле со скошенным сеном за ее околицей стало братской могилой для 42 человек. Огненную вспышку в небе видели за десятки километров от места трагедии.

Самолет рейса “Жи-1303”, следовавший из Москвы в Волгоград, пропал с экранов радаров в 22.56 по московскому времени. Первым рухнуло на землю крыло, и едва не на жительницу Муравлянки Татьяну Павловну. Она-то и обратилась первой в милицию Кимовска. Корпус упал в районе деревни Бучалки. Он не раскололся полностью, специалистам МЧС пришлось разрезать его на земле, чтобы извлечь из него трупы. Однако хвост самолета оторвало еще в воздухе, и погибшие оказались раскиданы по лесу.

— Я из гостей возвращался, когда вдруг в небе увидел падающий самолет, — говорит житель деревни Бучалки Виктор Громов. — Все было будто на экране компьютера, как-то не по-настоящему.

— У меня приболела коза Марта. Я ее пошел к ночи проведывать. Тут вижу: все небо — огненный дождь. Горящие обломки сыпались прямо у меня за огородом.

— У нас в Митине была гроза, — говорит Татьяна Петрова. — Когда в очередной раз за окном загрохотало, мы подумали, что это гром. На экране телевизора пошли помехи.

На краю поля — два вертолета МЧС, в окружении специализированных машин стоит кран. Обломки фюзеляжа разрезают ножницами по металлу и переносят в сторону. Поднимают кусок металла с иллюминатором. Под ним месиво из проводов, куски обшивки кресел, чей-то черный ботинок...

Как нам удалось узнать, останки тел собрали и увезли ранним утром. Многие находили практически целыми. Удивительно, но обломки самолета кажутся совсем несгоревшими. Один из офицеров МЧС сообщил нам, что на земле взрыва не было. Остался целым бак с топливом.

Жители утверждают, что самолет летел низко, прямо над деревней. Еще совсем немного, и он рухнул бы прямо на дома.

Рассказывает Сергей Петров, помощник командира отряда военизированной горно-спасательной части г. Новомосковска:

— Мы приехали на место происшествия в 3 часа ночи. Штаб был развернут на краю деревни. Все дороги уже были оцеплены сотрудниками ГИБДД. Мы должны были осветить поле, на которое упал самолет. На месте происшествия уже находились пожарные, сотрудники МЧС Кимовского района, милиция. Крутились какие-то люди в штатском, но, судя по тому, что их никто не гонял, они занимались делом. Местные жители сидели по домам, на улице почти не появлялись. Мы установили прожектора на краю поля, и тогда все поняли, что к упавшему самолету можно подобраться только на вездеходе: грязь там страшная. А самолет лежит примерно на расстоянии километра от деревни. Поэтому начать исследовать место падения самолета было решено только с рассветом. Часов в 6 стало светло, и к самолету отправились спасатели на джипах, так что мы с чистой совестью могли покинуть место катастрофы.

Андрей Котов, дежурный службы спасения Тульской области:

— Самолет развалился в воздухе на части. Местность там болотистая, к тому же ночью прошел дождь, так что самолет при падении частично ушел в землю. В данный момент нами найдены только 15 трупов из 34. Восемь трупов мы нашли в самолете, остальные были разбросаны по лесу. Они отправлены в морг города Новомосковска. Все остальные трупы мы будем отправлять туда же. Нашли также бортовые самописцы. После их расшифровки все будет ясно. В данный момент на месте крушения работают наши сотрудники, а также специалисты из Рязанской области и Новомосковска — всего около 500 человек.

“Версию теракта мы со счетов не сбрасываем, — сказал “МК” не пожелавший назваться сотрудник Тульского УФСБ. — Однако пока мы считаем, что к катастрофе привел либо человеческий фактор, либо технические неисправности. Однако следы взрывчатки наши специалисты все равно ищут. Они были на месте падения самолета уже через 30 минут после сообщения о том, что самолет пропал с экранов радаров”.



РОСТОВ: САМОЛЕТ ПЛАШМЯ УПАЛ НА ДЕРЕВЬЯ

“В 23.03 диспетчеру ростовского ЛОВД Свиридову поступило сообщение о захвате воздушного судна, — сообщила нам Ирина К., сотрудница управления транспортной милиции Ростовской области. — Через 40 секунд самолет скрылся с радаров и пропал”.

Катастрофа произошла на высоте 12 тысяч метров, и обломки самолета разбросаны в радиусе десятков километров. Поиски фрагментов тел и второго черного ящика ведутся на территории сразу двух районов: Каменского и Тарасовского. Один из черных ящиков был обнаружен рядом с фюзеляжем самолета близ хутора Тишкин. Поисковая операция осложняется тем, что район падения самолета расположен в нескольких километрах от границы с Украиной. Поэтому поиски обломков самолета будут вестись в прямом смысле слова за кордоном — в том числе и украинскими специалистами.

На 14.00 было найдено шесть погибших.

“Ту-154”, по словам очевидцев, жителей хуторов Тишкин и Кочетковка, с ревом пропорол воздух и плашмя упал на деревья. Сейчас лес прочесывают солдаты. Трупы первых четырех погибших были найдены рядом с поселком Крутые Горки еще ночью. К утру спасатели наткнулись в лесу на кресло из пассажирского салона. В нем — женщина, у нее на руках — грудной ребенок. Как живые: ремни безопасности способны выдержать даже удар о землю...

В школе в поселке Глубокий — самом крупном среди окрестных хуторов — с утра открыт пункт приема родственников погибших. Многие уже прибыли в Ростов, откуда их автобусом доставят к месту катастрофы.

Вчера в начале девятого утра агроном Тарасовского госсортучастка в пятистах метрах от границы с Каменским районом случайно наткнулся на... дверь туалета от “Ту-154”. Рядом валялись обломки кресел и фрагменты обшивки салона.

В Тарасовском районе также ведутся поиски останков погибших и обломков авиалайнера.

— Военнослужащие внутренних войск, которые прочесывают лес в Каменском районе, идут как раз в этом направлении, — сообщили сотрудники администрации.



СОЧИ: КУРОРТНИКИ ЭТОГО РЕЙСА ИЗБЕГАЛИ

“По предварительным данным, среди погибших на борту “Ту” — 9 сочинцев”, — сообщил “МК” начальник управления информации и аналитической работы сочинской администрации Петр Моргунов.

В семьи пострадавших выехали представители администрации города и районов. Организован транспорт для доставки к месту трагедии родственников погибших. В связи с трагедией на авиалинии Москва—Сочи, произошедшей 24 августа 2004 года, в администрации города Сочи создан оперативный штаб, который возглавил первый заместитель главы города Алексей Ивашкин.

Вообще, бортом “Сибири”, который отправляется из Москвы в девять вечера, отдыхающие стараются не летать. К ночи оказаться в Сочи, где “темные ночи”, — не очень удобно. Поэтому чаще “Сибирью” летают местные жители. В Москве за день они успевают сделать все свои дела, а к вечеру возвращаются домой.

Сразу после катастрофы самолета в залы аэропорта нагнали автоматчиков. В первое время рейсы летали с задержкой. Сейчас движение восстановлено, и суда вылетают почти по расписанию, лишь с незначительными задержками.

Оперативные штабы действуют в аэропорту Сочи, в УВД города. В их работе принимают участие медики, психологи, представители авиакомпании “Сибирь”, которой принадлежал самолет “Ту-154”. Телефон горячей линии в Сочи: 8(8622)-44-26-49.



ВОЛГОГРАД: СО ВСЕХ СТОРОН ЗВАЛИ “СКОРУЮ”

О трагедии в Волгограде узнали из средств массовой информации. Горожане, томившиеся в зале ожидания, были шокированы известием о том, что “Ту-134” разбился. “Скорую!” — доносилось со всех сторон. Примчавшиеся сотрудники службы “03” пытались привести людей в чувства. Вскоре им на помощь пришли психологи.

Как сообщил “МК” начальник производственно-диспетчерской службы авиакомпании Владимир Козодуб, список пассажиров поступил из Федеральной службы безопасности только в пять часов утра. Его тут же вывесили в зале ожидания. По словам диспетчеров, на борту было 34 пассажира. Они особо подчеркнули, что экипаж самолета включал девять человек, а не восемь, как ранее сообщалось. Помимо командира, второго пилота, бортинженера, штурмана и трех бортпроводниц в его состав входил проверяющий.

Сотрудники авиакомпании, с которыми во вторник удалось поговорить в аэропорту “Волгоград”, в один голос уверяли, что экипаж “Ту-134” просто не мог допустить ошибки. Достаточно сказать, что самолетом управлял директор “Волги-Авиаэкспресса” Юрий Баичкин — опытнейший пилот, который налетал свыше шести тысяч часов. Вообще практически все члены экипажа, включая стюардесс, — специалисты первого класса. Исключение составлял лишь второй пилот Архипов, которому был присвоен второй класс. Как удалось выяснить, штурман “Ту-134” Доценко некоторое время назад увольнялся из авиакомпании и вновь устроился в “Волгу-Авиаэкспресс” всего неделю назад. Надо сказать, что все члены экипажа не раз попадали в довольно сложные ситуации, обусловленные как техногенным, так и человеческим факторами, но всегда достойно из них выходили. “На них всегда можно было положиться”, — говорят сослуживцы, которые все еще не могут поверить в произошедшее.

В связи с трагедией в Волгограде будет объявлен траур. Администрация города взяла на себя обязательства оказать материальную помощь семьям погибших. На момент подготовки публикации решался вопрос об отправке родственников жертв в Тульскую область на место авиакатастрофы.



МОСКВА: ШОК У СКОРБНЫХ СПИСКОВ

В залах прилета и отлета “Домодедово” шумная встревоженная толпа. Быстрым шагом ее рассекают два кинолога с озабоченными лицами и немецкими овчарками на поводках. Больше никаких примет недавней трагедии не видно, аэропорт работает в обычном режиме. Только по отдельным репликам технического персонала можно понять, что что-то случилось:

— Ну что, ты вчера на Волгоград посадки не делал?

— Слава богу, Санек! Я сегодня первым делом посмотрел, какое направление рейса...

Более чем в километре от основного комплекса аэропорта в ангаре на первом этаже авиакомпания “Сибирь” развернула свой информационный штаб. В центре постоянно находятся представители авиакомпании и психологи, готовые помочь родным пострадавших. Уже заготовлены аптечка, стопки бумажных салфеток, пластиковые стаканчики для воды. На улице дежурят несколько машин “скорой помощи”.

Вижу среди медиков знакомое лицо — по-моему, встречались на “Норд-Осте”. Врач-психотерапевт центра психотерапии и медицинской психологии Департамента здравоохранения Москвы Любомира Хоптий кивает:

— Да, и еще было метро, и аквапарк, и пожары... Везде уже пришлось побывать.

Надо сказать, “Сибирь” куда более ответственно подошла к информационному обеспечению произошедшего, чем “Волга-авиаэкспресс”. Она с раннего утра распространила списки погибших пассажиров, экипажа, технические данные самолета, вывесила свое официальное заявление и контактный телефон: 8-800-200-00-07. А также пообещала в самое ближайшее время провести пресс-конференцию.

Только к полудню появляются двое первых родственников погибших. Оба мужчины средних лет пробираются к представителям авиакомпании. Называют фамилию — Звягинцев. Сотрудники смотрят в большие листы, уточняют данные. Переспрашивают:

— А “Звягинцева Лариса” вам ни о чем не говорит?

— Ее место рождения известно?

— Есть ее паспортные данные. Вы “свои” данные знаете?

— Сейчас!

Мужчины судорожно хватаются за мобильники.

...Две женщины, очень похожие друг на друга, одна постарше, другая помоложе, проходят к столу, где лежат списки. Та, что постарше, коротким движением пальца отчеркивает одну из фамилий в начале списка... И тут же, вскрикнув, закрывает лицо руками. Более молодая начинает тыкать трясущимися пальцами в кнопки телефона.

К женщинам сразу подходит руководитель психотерапевтического центра при ЧС Департамента здравоохранения Москвы Александр Аппенянский и усаживается перед ними. У него глаза мудрой черепахи. Младшая протягивает ему захваченное с собой из дома лекарство. “Это не годится, — говорит врач. — А это хорошо. Вот это дадите на ночь...”

В зал медленно входит невысокий мужчина, по внешности — кавказец. Причесанный волосок к волоску, с налитым кровью лицом. Он медленно читает списки и выпрямляется, но облегчения в его голосе нет: “Списки — неполные”.

— Это списки тех людей, кто купил билеты на рейс. Но может, кто-то из них отказался от полета? — спрашиваю я у представительницы авиакомпании.

— Нет, это списки тех 48 человек, кто прошел регистрацию и улетел. Правда, предварительные. А всего самолет вмещает 148 пассажиров.

— Почему же летело так мало?

— Летают три рейса в день — это последний, вечерний. К тому же сезон уже позади.

Потом выясняется, что шестеро зарегистрированных все же не полетели...



ИЗ ДОСЬЕ “МК”
ГИБЕЛЬ САМОЛЕТОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРАКТОВ

21 декабря 1988 г. — ливийскими террористами над шотландским поселком Локерби взорван “Боинг-747” авиакомпании “Пан-Американ”, летевший рейсом Лондон—Нью-Йорк. Погибли 270 человек.

19 сентября 1989 г. — ливийскими террористами над Нигером взорван самолет “DC-10” французской авиакомпании UTA, совершавший рейс из Республики Конго в Париж. Погибли 170 пассажиров и членов экипажа.

2 октября 1990 г. — террорист пытался захватить “Боинг-737”, совершавший посадку в аэропорту Гуанчжоу (Китай). В результате лайнер протаранил два других самолета с пассажирами и взорвался. Погибли 128 человек.

23 ноября 1996 г. — угнанный террористами “Боинг-767” эфиопской авиакомпании рухнул в Индийский океан. Погибли 120 пассажиров и членов экипажа.

11 сентября 2001 г. — в результате терактов в США разбилось четыре самолета американских авиакомпаний (два в Нью-Йорке, по одному в Вашингтоне и в районе Питтсбурга). На них находилось в общей сложности 266 пассажиров и членов экипажа.







Партнеры