Вляпались

Новый учебный год в школах знаменательно стартует сегодня со свежепереписанного учебника по новейшей российской истории. Где в разделе “Духовная жизнь России конца ХХ — начала XXI веков” наконец-то жирно выделены имена двух людей, повлиявших на сознание поколения своей музыкой. Цитируем, понимаешь, исторический материал, который надлежит теперь знать назубок учащимся 9-х классов: “90-е годы были переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи — любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления музыкальной культуры была группа “Мумий Тролль” (И.Лагутенко). Особенно же стала популярна в молодежной среде “девочка с гитарой” Земфира”.

Это называется: ну все, ребцы, попали в Историю!


Такое расставление точек над “i” с занесением реальных героев поколения в учебные пособия совершил профессор, доктор исторических наук Александр Анатольевич Данилов, автор целого ряда исследований и хрестоматий. “Мегахаус”, слегка приглушенный торжественностью момента, обратился к профессору Данилову, человеку крайне авторитетному в научном мире, за, так сказать, комментариями по поводу “вляпывания в Историю”.

— Очевидно, что в условиях новых реалий, свободы слова 90-х годов, просто иносказательно петь о каких-то вещах (за что рок-музыкантов, собственно, ценили раньше) необходимость отпала. Актуальность социальная и политическая в этом ушла, и на первое место стали выходить вещи, связанные с человеческими чувствами. Потому и возникло явление, которое можно называть по-разному: лирический рок, рокапопс... И в новом учебнике истории мы отразили это и назвали людей, ставших родоначальниками этого направления, — группу “Мумий Тролль” и Земфиру. Когда же после работы над учебником я, допустим, стал слушать Земфиру просто для себя — понял, что ее песни на ассоциативном уровне особым образом влияют на людей любого возраста. Недаром Людмила Гурченко спела “Хочешь”, недаром от Инны Чуриковой раздавалось столько восторгов по поводу творчества Земфиры... Значит, ее творчество универсальное, оно не только молодежи адресовано...

Однако не все однозначно приняли эту точку зрения, когда учебник проходил утверждение в Министерстве образования. От представителей фундаментальной науки звучала убойная критика в наш адрес: что за музыку вы называете в разделе “Духовная жизнь”? Какой еще “Мумий Тролль”? Где Георгий Свиридов, где Алла Пугачева, в конце концов? Пришлось ответить: Георгий Свиридов на Новодевичьем кладбище, к сожалению. Алла Борисовна я не знаю где. Но в разделах учебника, отражающих определенные периоды, они тоже представлены. Как причастные к формированию музыкальной культуры своего времени. В параграфе “Конец 50-х — начало 60-х” Свиридов упомянут. И Алла Борисовна — в “Середине 70-х”. “Мумий Тролль” и Земфира же — это формирование новой музыкальной культуры нового поколения людей, которым этот учебник, собственно, и адресован. Вот таким образом пришлось убеждать рецензентов. И убедили.

Работая над учебником, помимо мнения консультантов, представителей радиостанций и масс-медиа, мы провели опрос в различных вузах страны. Студентам было предложено назвать наиболее значимых музыкантов, появившихся в 90-е годы. И эти замеры показали абсолютно то же, что и мнения экспертов. “Мумий Тролль” и Земфира. Мы спрашивали также у студентов: для четкости картинки обычно называют три позиции, приводят три примера. Кто же здесь третий-то? Они отвечали: а третьего нет. Наверху только “Мумий Тролль” и Земфира, все остальные барахтаются гораздо ниже. Так — споют иногда одну неплохую песню. Чтобы дополнительно все это проверить, я ходил на рок-фестиваль “Максидром”. Совершенно удивительное ощущение. Земфира, конечно, производит большее впечатление, чем все остальные современные исполнители. Хотя отдельные интересные песни, на мой взгляд, есть у многих: и у “Смысловых галлюцинаций”, и у “Танцев минус”... Земфира же — это явление в жизни России, которая до конца не понята еще ни современниками, ни ею самой ее роль сполна не оценена. Причем во влиянии не только на музыкальную культуру, но и на жизнь, сознание людей этой страны вообще. Ну и, конечно, тексты песен, которые ею созданы, должны еще стать предметом особого анализа специалистов...

Ну, кто хочет, пусть копается в анализах, что же до Земфиры и Лагутенко, они как действующие герои боевика под названием Жизнь, продолжают “творить Историю”, делая новую и вновь лучшую музыку в этой стране. Лето-2004, по крайней мере, прошло под знаком двух мегахитов: воздушно-грустных “Таких девчонок” от “Мумий Тролля” и главной песни лета — “Небомореоблака” Земфиры. Последняя ненавязчиво поставила диагноз текущему периоду времени и стала его лейтмотивом, распугав своей иронией фальшивых продюсеров и продажных программных директоров:

ЭТИ СЕРЫЕ ЛИЦА ВОКРУГ НЕ ВНУШАЮТ ДОВЕРИЯ!

ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, КОМУ ПОЕТ ПЕВИЦА ВАЛЕРИЯ!

Московские радиоэфиры, тронутые попсовым окрасом и прогнутые под фабричным конвейером, потупили глазки от Земфириной прямолинейности... Парадокс русского шоу-биза: главную песню лета в Москве активно крутят две радиостанции (“Радио Максимум” и “Серебряный дождь”), остальные соблюдают корпоративно попсовые бойкотирующие договоренности... Но от этого свежий хит Зефмиры не перестает быть главным даже с точки зрения эфиров: по данным сводного радиочарта “TopHit-100”, “Небомореоблака” 2 месяца стойко держится на верхушке эфирного пространства страны, лидируя в хит-парадах и программах “по заявкам” на 103 радиостанциях в 397 городах России и ближнего зарубежья. Какие там, понимаешь, “Фабрики” и прочие недоразумения!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру