Как закрутят гайки?

В субботу в телеобращении к россиянам президент предрек появление “новых подходов к деятельности правоохранительных органов”. Аналитики, в свою очередь, сулят преобразования в силовых структурах. В связи с этим мы попросили наших экспертов ответить на вопросы:

1. Что власть в данном случае может изменить и что, по-вашему, должна?

2. Какие законы, направленные на усиление контроля над ситуацией в стране, может принять Госдума?


Сергей ГОНЧАРОВ, президент Ассоциации ветеранов “Альфы”:

1. Я слушал обращение президента — по крайней мере, он определил, что враг №1 России — это терроризм. Такого шока не испытывала страна: посмотрите, сколько погибших за неделю, из них сколько детей! Разрозненные силы спецслужб нужно собрать под единое начало и в единую команду — единый антитеррористический центр. То есть это должно быть нечто глобальное — целенаправленное содружество людей для борьбы с этими отморозками.

2. Эта Дума (со скепсисом в голосе. — В.Б.)? Дело в том, что законы надо выполнять. А у нас самое страшное, что принимают, а никто не исполняет. А если депутаты докладывают, что 356 приняли, ну пусть дальше клепают.


Виталий ШЛЫКОВ, член Совета по внешней оборонной политике:

1. Во-первых, заявление президента неясное. Я считаю, что надо радикально менять подходы. Сейчас у нас все сверхцентрализованно. ФСБ говорит, что толпы мешали, местные органы ничего не контролировали... Система же нужна такая, чтобы быстро реагировала на ситуации. “Альфа” эффективна в случаях с традиционными террористами, но пока бойцов доставят на место, проходит время. Тем более что эти боевики ставят целью как можно больше людей уничтожить. Выход здесь — создание вооруженных сил милиционного типа. Классический пример — израильская армия. В Чечне уже есть батальоны “Восток”, “Запад”, кадыровские силы. Они немедленно реагируют, не дожидаясь указаний из центра — пока президенту доложат, пока “Альфу” вышлют.

В результате происшедшего граждане на Кавказе будут вооружаться. А остальное население у нас останется беззащитным. Очевидно, что террористическая активность переметнется в другие регионы. И что, “Альфа” на Дальний Восток полетит? Нам нужно что-то вроде национальной гвардии. В Америке такие силы подчиняются губернатору и президенту. Там и после 11 сентября терактов не было. Они, правда, тогда сильно и разведку пожурили. А наша здесь где была?

2. Все предложения ввести смертную казнь неэффективны. Люди и так идут на смерть, а когда она будет гарантирована им законом, будут вести себя еще более отчаянно. Думаю, нужно сойти с наезженных рельсов — требований усилений, выделения больших средств... Может быть, стоит обратить внимание на международный опыт — опять же милиционную систему. В Израиле, Америке и Чечне такое, как в Беслане, невозможно. Поэтому нужна опора на локальные силы.


Валентин ВАРЕННИКОВ, генерал, депутат Госдумы:

1. В обращении президента присутствует мысль, что нужно принимать более решительные меры, жестко расправляться с теми, кто свил террористические гнезда на Северном Кавказе, оградить этих людей от связей с внешним миром и ликвидировать их. До тех пор пока на Кавказе будут Масхадов и Басаев, очаги терроризма продолжат тлеть, а разжигать их смогут Березовский и ему подобные, поскольку наемники есть везде, в частности в арабском мире. Я полагаю, что общая направленность действий власти должна быть в этом направлении. Но есть и другая сторона — это мобилизация нации. Граждане должны проявлять высокую бдительность, не стесняться осведомлять правоохранительные органы в том случае, если кто-то вызывает подозрение. Подозрительных людей нужно досматривать, и каждый из нас должен быть готов к такому досмотру и не обижаться на него. Я говорю обо всех без исключения, вплоть до депутатов Госдумы. К тому же мы должны повысить уровень ответственности лиц, отвечающих за ситуацию в регионах, — я имею в виду губернаторов и мэров каждого города, а также руководителей силовых структур. В их действиях присутствует халатность. Ведь обратите внимание — ситуация в Беслане зеркально отражает ситуацию на “Норд-Осте”: предшествующий захвату ремонт, завезенная заранее взрывчатка...

2. Я лично склоняюсь к тому, что нужно принять закон о смертной казни для террористов, как бы некоторые ни возражали против этого. Хотя кое-кто и говорит, что для шахидов смерть — это счастье, это не совсем так. Шахиды — это зомбированные люди, а Басаев и Масхадов, например, никогда не пойдут на смерть.


Сергей ВИКУЛОВ, президент Академии военной экономики и финансов:

1. Что имел в виду президент, можно только предполагать. Одно из направлений, на мой взгляд, такое: в начале 90-х в силу политической ситуации, когда Ельцин был президентом, произошло сильное раздробление силовых структур. КГБ было разделено. Для того времени как политический шаг это имело смысл. Но опыт показал, что такая раздробленность опасна для государства. В США сейчас очевидна тенденция к интеграции всех структур, занимающихся безопасностью. У нас тоже желательно появление интегрированной структуры, обеспечивающей национальную безопасность. Видимо, сейчас идет поиск.

2. Законы могут быть такого же рода, как в США, — нацеленные на некоторое ужесточение контроля. Оно необходимо, хотя журналисты и политики тут же воют, что нарушаются права человека. Но практика говорит, что при нашем менталитете это неизбежно — больший контроль за некоторыми личностями, воздушными перевозками, безопасностью на железнодорожном транспорте. У нас еще миграция такая — ездит кто хочет. Вот куда смотрела директор школы, хотя и нехорошо так говорить — она сейчас больная лежит? Ремонтами часто занимаются люди, которые внушают опасения.

Мы на своих ошибках не учимся. Поэтому Дума может принять некие законодательные акты, которые легализовали бы меры ужесточения.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру