Толкнуть ядро и выпить за победу

Со Светланой Кривелевой репортерская судьба свела меня 12 лет назад. Первая наша беседа состоялась после Олимпийских игр-92. Светлана вернулась из Барселоны безмерно счастливой. Еще бы:

в 23 года стать олимпийской чемпионкой! Мы пили кофе.

Она рассказывала, каким курьезным получилось ее отправление из Москвы в Испанию. Накануне изменили расписание чартера из “Шереметьево”, но почему-то предупредить об этом Светлану не сумели. Когда она приехала из Химок в аэропорт, самолет махнул ей крылом. А старший группы легкоатлетов и тренеров в суматохе увез с собой загранпаспорт Кривелевой. Мобильных телефонов тогда еще не было.

Что делать? Муж Светланы Андрей Бондарев бросился к начальству аэропорта. Умолял помочь. И добрый дядя-начальник помог. Она улетела в Барселону обычным пассажирским рейсом, на счастье оказавшимся в расписании. Бесплатно, без билета и документов.

— Представляете, в самолете было всего одно свободное место! — рассказывала Светлана. — В Барселоне поймала такси, объяснила, что хочу попасть в Олимпийскую деревню. Когда разыскала свою команду, там рухнули от неожиданности.

* * *

В детстве Света была рослой, крепкой девочкой. Не случайно на нее сразу обратил внимание тренер по легкой атлетике, просматривающий школьников на уроке физкультуры. Записалась Света в секцию. Год занималась бегом, прыжками. Однажды ей предложили толкнуть ядро. Первая попытка оказалась определившей ее судьбу. Снаряд приземлился дальше всех в секции. “Ты должна толкать ядро. У тебя есть отличные перспективы”, — сказали тренеры.

Ядро?! Да помилуй Боже! Света была огорчена. Она не в восторге от внешности этих толкательниц и дискоболок. Неужели и я буду такой же толстой? Не хочу! Но тренеры были настойчивы.

К удивлению самой Светы, к ней быстро пришли успехи. В 7-м классе она выполнила норматив кандидата в мастера спорта, еще через год выиграла юношеский чемпионат СССР. Затем настал черед международных стартов. В 1986-м она получила золотую медаль юниорского чемпионата мира, прошедшего (внимание!) в Афинах.

Она, конечно, радовалась достижениям. Но не менее приятно было от того, что фигура от занятий с ядром не расплывалась.

После школы подала документы в Государственный центральный институт физической культуры. Гордится тем, что поступила и училась безо всяких протеже и поблажек. Ни разу не брала “академок”, не имела хвостов, а на первых курсах была даже ленинской стипендиаткой.

В 1990 г. 21-летняя Кривелева впервые выиграла чемпионат страны. Правда, в отсутствие знаменитой Натальи Лисовской. Через год состоялся чемпионат мира в Токио. Неожиданно для многих там победила китаянка Хуан Чжихон. Лисовская была второй, Кривелева заняла третье место. Никто не сомневался, что именно между этими тремя спортсменками и развернется борьба за олимпийское “золото”.

* * *

Светлана достала видеокассету с записью ее выступления в Барселоне. Еще кофе? А может, коньячку? Конечно, коньячку!

Кассета уплывает в чрево магнитофона. На экране появляется олимпийский стадион. Попытка Светланы Кривелевой.

— Приятно смотреть даже в сотый раз. Вот выхожу в сектор. Прокручиваю в голове технику. Когда ядро оставило руку, поняла, что попытка будет отличной. Смотрю на табло — 20.89. Личный рекорд! Замечаю, как удручена китаянка. Она идет на последнюю попытку. Помогает себе криком. Но мой результат не улучшает. Победа моя! Отвечаю на приветствия, всю переполняют эмоции. Но ведь есть еще одна попытка. Выполняю ее уже в ранге олимпийской чемпионки. На пьедестале почета ощущение было странноватое от того, что вместо привычного Гимна Советского Союза завели оду Бетховена...

Мы выпиваем по рюмке коньяку. За победу. Разливаем по второй. За будущие победы. Ведь жизнь только начинается.

* * *

Казалось, впредь все будет идти по-накатанному. Олимпийская чемпионка. 23 года. Рядом — заботливый муж. С помощью Мособлспорткомитета получили квартиру в Долгопрудном.

На зимнем чемпионате мира-93 Светлана Кривелева получает золотую медаль, на летнем — серебряную. И тут начались проблемы со здоровьем. “Полетели” связки колена. Лечение в ЦИТО. Рождение дочурки Даши. Новые заботы. На Олимпиаде в Атланте-96 Кривелева не попала в финал. После Игр мы беседовали с ней.

— В душе понимала, что трудно будет бороться за медаль, — говорила Светлана. — Целый год до Атланты пыталась обрести былую форму. Увеличила нагрузки, но в результате заработала межпозвоночную грыжу. Опять врачи, опять лечение. И тем не менее хотелось верить в какое-то чудо. Но чуда не произошло.

* * *

Следующая наша встреча со Светланой Кривелевой состоялась в Севилье на чемпионате мира-99, где она стала бронзовым призером.

— Большая заслуга в том, что я стала приходить в себя, принадлежит тренеру Фаине Григорьевне Мельник, олимпийской чемпионке Мюнхена в метании диска. В свое время она работала с Натальей Лисовской. Потом взялась за меня. Гоняла меня, заставляла лишний вес сбросить, следила за каждым моим шагом. Думаю, через год, к Олимпиаде в Сиднее, буду в хорошей форме.

И после сказанного мы подняли бокалы с испанским красным вином. Фаина Григорьевна разрешила.

В Сиднее Кривелева заняла 4-е место. Переживала страшно. Она полгода пахала на сборах, оставила дочку на попечение мужа. Как же надеялась вернуться из Австралии с медалью!

Прошел слух, что Кривелева закончила со спортом. Из Долгопрудного она никуда не выезжала. Про тренировки слышать не хотела. Депрессия — штука страшная.

И опять на помощь пришла Мельник. Убедила-таки Светлану начать делать пробежки по стадиону. А спустя еще несколько месяцев вытащила свою подопечную на полноценную тренировку. “Моя вторая мама”, — называет Светлана Фаину Григорьевну.

В 2003 г. Кривелева выступала в Париже на своем седьмом по счету летнем чемпионате мира и впервые взошла на верхнюю ступень пьедестала почета.

— Ехала на чемпионат, как на последний бой, — рассказывала Светлана по возвращении из Парижа. — В главных соперницах — белоруска Надежда Остапчук и украинка Вита Павлыш. Но уверенность в собственных силах была такая, что меня абсолютно не волновало, что происходит в секторе. Знала, что выйду и все равно толкну дальше, чем соперницы. В итоге выиграла с большим разрывом. У меня получилось 20.63, у Остапчук — 20.12, у Павлыш — 20.08.

Муж с дочкой тоже находились на стадионе, слышала, как они мне кричали с трибуны, подбадривали. А после победы славно погуляли по Парижу, отметили победу отличным ужином. Загадали, чтоб и на Олимпийских играх в Афинах не отвернулась удача.

* * *

С греческой столицей Светлану Кривелеву связывают давние приятные воспоминания. 18 лет назад она победила там на юниорском первенстве мира. Как же время пролетело-то!

— Решила твердо: после Олимпиады ухожу, — сказала накануне отъезда в Афины Светлана. — В сборной меня уже прозвали бабушкой легкой атлетики. В самом деле, хватит с меня. Пора и пожить нормальной семейной жизнью. А то месяцами родных не вижу. В прошлом году 1 сентября дочку впервые сама в школу отвела за четыре-то года. Уйти, естественно, хочу красиво. С медалью.

— Света, а Даша не толкает ядро?

— Нет, хватит в доме одной толкательницы. Сколько травм было у меня! Руки, ноги, спина...

— Решила, чем займешься после ухода из спорта?

— Хотим с мужем открыть в Долгопрудном фитнес-клуб.

* * *

Соревнования толкателей ядра на Играх-2004 проходили в древней Олимпии.

— Атмосфера завораживала. Внутри все просто замирало от благоговения. Все бы прекрасно, да у меня травмирована нога — в ступне образовалась трещина. Мне делали обезболивающие уколы, но это не помогало. Ноги отказывались выполнять вращения. Вся надежда была на руку. Толкнула на 19,49. Для такого жуткого физического состояния отличный результат. Понимала, что на первое место не потянет, но на “бронзу” надеялась. И какая же досада охватила, когда кубинка Кумба в последней попытке послала ядро на 19,55, вытеснив меня из призовой тройки!..

— Спустя пару дней тебя вернули-таки на третье место, дисквалифицировав занявшую первое место Коржаненко за применение станозолола. Что почувствовала в тот момент?

— Радость за то, что многолетняя жизнь в спорте увенчалась олимпийской медалью. Что касается Коржаненко... Мы искренне радовались, когда золотая медаль досталась России, ведь к тому времени Олимпиада складывалась для всей делегации неудачно, в нашей копилке было всего два “золота”. Получили долгожданное третье, и вот его отбирают. Мне непонятна позиция Иры. Однажды ее уже поймали на станозололе. Почему она наступила на те же грабли? Ведь знает, что техника обнаружения допинга здорово продвинулась. Я, например, боюсь какую-нибудь таблетку от головной боли принять, потому что в ней что-нибудь да напичкано недозволенное. Но, видимо, Ира очень сильно хотела выиграть любой ценой.

— Когда же тебе вручат бронзовую медаль, которую должна передать Международному олимпийскому комитету немка Надин Кляйнерт?

— К огорчению, мне ничего не известно о судьбе бронзовой медали. МОЕЙ медали! Я очень надеялась, что еще в Афинах проведут новое чествование призеров в толкании ядра, будет поднят флаг моей Родины. Но до самого отъезда 24 августа мне никто не сообщил, когда же состоится церемония вручения медали. Ни из Олимпийского комитета России, ни из Всероссийской федерации легкой атлетики ни звука.

— Но хотя бы с премиальными не обошли?

— Московская область отреагировала оперативно. Губернатор Борис Громов премировал 15 тысячами долларов.

— Наша известная толкательница ядра Лариса Пелешенко заявила в прессе, что Светлана Кривелева не должна уходить из спорта, потому что в следующем году звезды на небе повернутся благосклонно.

— Ухожу! Тренироваться через боль больше не хочу.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру