Тугрик в виртуале

В СССР обучались сотни тысяч студентов со всего мира. Причем не только из развивающихся стран — постигать основы медицины или инженерного дела приезжали ребята из Венгрии, Финляндии и Ливана — стран, где образование имеет многовековые традиции. При относительно низкой цене в наших университетах и академиях давали весьма основательные знания.

От былого благополучия, к сожалению, остались лишь воспоминания: сейчас в российских вузах грызут гранит науки только 80 тысяч иностранцев. В основном это выходцы из Африки и Юго-Восточной Азии. Между тем по соотношению цена—качество, которое, как и на любом рынке, определяет стоимость товара, в сфере образования российские учебные заведения весьма конкурентоспособны. Но для того чтобы прилично заработать на знаниях, нужно сначала многое изменить. И в первую очередь — улучшить условия пребывания иностранцев.

Зарубежные студенты, может, и готовы учиться в российских вузах и платить за это свои кровные “тугрики”, но отнюдь не горят желанием жить пять-шесть лет именно в России. Их не устраивают — причем вполне оправданно — бытовые условия, которые предлагают наши вузы. Облезлые общаги, комнаты на пятерых человек, один туалет на этаж... Добавьте к этому уличную преступность, выходки доморощенных скинхедов — и картина жизни в “Раше” станет полной. Все это отпугивает потенциальных “клиентов” наших вузов. Поэтому Россия теряет рынок образовательных услуг, а другие страны — в том числе бывшие советские республики — от этого выигрывают.

Высшее образование для иностранцев во всем мире считается весьма прибыльным делом, золотой жилой. Что понятно: затраты — минимальные, прибыль — максимальная. В конкурентной борьбе за студентов российские учебные заведения, к сожалению, проигрывают. Вузы и колледжи США, к примеру, зарабатывают на иностранцах более 14 млрд. долларов в год, английские — 5 млрд. Наши же — чуть больше 100 миллионов. А могли бы, по оценке экспертов, до 4 млрд. “зеленых” в год. Для сравнения: бюджет всего отечественного образования в 2004 году — чуть более 2 млрд. долларов...

Один из способов повышения конкурентоспособности российских университетов и академий — создание центров дистанционного обучения. Но для этого, во-первых, необходимо перевести учебные программы на английский язык; во-вторых, подготовить грамотных тьюторов, способных осуществлять дистант-обучение на иностранном языке. А в-третьих — создать дистант-центры и привлечь для работы в них иностранцев — выпускников российских вузов. Они прекрасно знают сильные и слабые стороны нашего образования и могут помочь своим землякам получить качественные знания по относительно низкой цене.

У дистант-обучения масса преимуществ: студентам не нужно приезжать на несколько лет в чужую страну и проходить длительный период адаптации, общение с преподавателями идет на английском (или другом европейском) языке, что значительно упрощает и облегчает процесс получения знаний, стоимость намного ниже, чем при традиционном способе, — требуется лишь компьютер и доступ в Интернет. Да и грызть гранит науки можно в любое время — и утром, и вечером. К тому же нет необходимости ждать 1 сентября — набор дистант-студентов происходит круглогодично. И возрастные ограничения, что приятно, тоже отсутствуют — стать первокурсником можно и в десять, и в сто лет... Продолжительность учебы ничем не ограничена: успел освоить материал за три года — отлично, получи диплом, за пять лет — хорошо, за десять — тоже неплохо... При дистанте не бывает отчислений из-за неуспеваемости: если студент не сумел сдать сессию вовремя, ее продляют до тех пор, пока не будет зачтен последний предмет.

Еще один плюс — дистант дает возможность самому выбирать дисциплины. Кроме обязательного перечня, установленного стандартом образования, есть немало курсов и спецсеминаров, которые предоставляются по “заказу”. Студенту дается возможность освоить не только базовые, но и смежные дисциплины. К примеру, можно стать не просто юристом по гражданским делам, но и специалистом по правовым вопросам в сфере недвижимости или страхования, а заодно освоить специфику банковского дела, чтобы потом предоставлять клиентам самый широкий перечень юридических услуг...

С чего начинается учеба “по проводам”? После зачисления в вуз первокурсник получает так называемый “кейс” — комплект учебных и методических материалов на бумажных (книги и пособия) и электронных (диски, дискеты, аудио- и видеокассеты, компьютерные программы) носителях. Потом проходит установочная сессия, когда преподаватели-тьюторы обучают новичков навыкам работы с пособиями и общению в электронном режиме, дают методические наставления.

Затем следует самостоятельная учеба. Через Интернет студент входит в дистант-портал вуза (или своего факультета), получает доступ в электронную библиотеку, возможность консультироваться у преподавателей, проверять знания с помощью тестов и т.д. Дистантник участвует в онлайновых видеоконференциях и семинарах, отрабатывает интернет-лекции. В конце семестра проходят итоговые испытания. Все как в традиционных вузах — вопросы-ответы-оценки... А после сдачи экзаменов и защиты дипломного проекта дистантник получает диплом — причем вполне реальный, не виртуальный.

К сожалению, подобная схема получения высшего образования еще не слишком развита в России. Всего несколько отечественных вузов могут вести электронное обучение иностранных студентов. А жаль: деньги, полученные из-за рубежа, нашим альма-матер придутся весьма кстати. Виртуальные знания при правильном подходе к делу могут принести реальную прибыль...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру