Газпутинпром

Во вторник стало известно о сделке года: “Газпром” поглотил государственную компанию “Роснефть”. Цена вопроса — около 5 млрд. долларов. Правда, деньги — виртуальные: “Газпром” расплатится собственными акциями. И станет от этого еще более государственным.

Теперь государству будет принадлежать более 50% газового монополиста. Зато остальные акции будут торговаться по единой цене — как в России, так и за рубежом. Естественно, это приведет к росту цен на акции и притоку капитала в Россию.

Сделка была согласована с президентом Путиным.

Это, так сказать, официальная версия случившегося. Теперь — что за этим стоит и какие последствия нас ожидают.

Первое. Сделка “Газпром”—“Роснефть” проведена в стиле спецоперации, и проигравшей стороной оказались главные реформаторы в правительстве — только вышедшие из отпусков глава МЭРТ Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин. По слухам, именно в период их отпусков между главой “Газпрома” Миллером и премьером Фрадковым проходили весьма интенсивные и конфиденциальные консультации. Даже руководитель “Роснефти” г-н Богданчиков, судя по его первой реакции, был не в курсе происходящего.

Впрочем, аппаратные игры сами по себе мало что значат для общества. Для страны важен результат.

Второе. Вслед за укреплением вертикали власти государство однозначно взяло курс на укрепление госмонополий в экономике. Теоретически это приведет к лучшей собираемости налогов и окончанию олигархической вольницы. Практически — положит конец свободной конкуренции в стране и создаст серьезные проблемы для развития частного бизнеса. Впрочем, на первом этапе население от этого может только выиграть. Новый мегахолдинг сможет влиять на весь российский рынок. В интересах власти, но рыночными методами. Например, противодействуя картельным сговорам олигархов на том же самом рынке бензина.

Третье. И самое главное. Никто не может сегодня дать ответ о дальнейших планах власти по отношению к стратегическому развитию страны. Куда мы движемся? И что нам за это будет?


Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:

— Прежде всего это приобретение полностью блокирует реформу газовой отрасли. Понятно, что попытка ее расчленить была абсолютно непродуктивной. Но предпринятая мера вообще пресекает все попытки разумного реформирования. И что бы там ни говорили официальные лица, прозрачность “Газпрома” при этом неминуемо снизится. Хотя действительно рыночные котировки его акций при этом вырастут. В основном из-за того, что иностранцы смогут покупать их не только за границей, но и в России.

Если компания добывает нефть на своей территории, она должна служить интересам общества. А это проще всего сделать, если она государственная. Однако наше сегодняшнее государство не выражает интересы общества, а ведет с ним энергичную борьбу, которая заключается в первую очередь в пакете социальных реформ. И даже война, которая объявлена России террористами, не может отвлечь наше государство от основной битвы с собственным обществом. Вот именно в этих условиях огосударствление контрпродуктивно. Еще раз подчеркиваю: не вообще, а именно в России.


Евгений Ясин, руководитель Высшей школы экономики:

— Несомненно, рынок акций “Газпрома” надо было либерализовывать. И давно. Я не могу сказать, что выбран оптимальный путь либерализации. Но то, что мы имеем, — еще одно проявление нашего привычного советского двоемыслия. С одной стороны, идет процесс дальнейшей приватизации, с другой — бизнес подвергается постоянному давлению со стороны государственных структур. Бизнес стал пуглив. А с таким, это мое убеждение, ВВП не удвоишь.

Для меня очевидно, что Путин — убежденный либерал в экономике и государственник в политике. И я не думаю, что усиление государственного влияния на топливно-энергетический сектор будет так же распространяться на другие отрасли. Просто “Газпром” — это своеобразный “теневой бюджет” страны. Потому власть может быть за либерализацию всего и вся, но только не на газово-нефтяном рынке. Здесь, я думаю, по мнению президента, должен быть установлен государственный контроль.


Виктор Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования:

— Реальной либерализации ни рынка акций, ни рынка газа не произошло. Для этого надо хотя бы допустить независимых производителей к трубе. Пока же власть просто лукавит, преувеличивая значение сделанного шага. Никакого отношения к либерализации он не имеет. “Газпром” — структура, во-первых, системообразующая, а во-вторых, геополитическая. И никакая власть ни в одной стране такую компанию из рук не выпустит. Что бы там ни говорили.

То, что сейчас происходит, не надо расценивать как знаковое явление для экономики. Это — техническое решение, которое правительство, надо отдать ему должное, провело весьма элегантно. Содержательный контроль, который осуществлялся до сих пор через владение 38% акций и управление компанией, дополнился теперь еще и формальным контрольным пакетом. Есть еще возможность у кого-то получить блокирующий пакет, но мы же понимаем, что это возможность чисто теоретическая.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру