А все-таки он вертится!

20 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 337

Современный специалист должен быть гибким, уметь быстро перестроиться, приспособиться к новым условиям рынка. В общем, хочешь жить — умей вертеться... А потому ему не обойтись без постоянного повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В советские времена переподготовкой кадров, как и повышением квалификации, занимались учебно-методические центры. Чаще всего это мероприятие затрагивало медиков и педагогов. Раз в пять лет по особой разнарядке учителя и врачи покидали привычные места работы и отправлялись на занятия в институты повышения квалификации (ИПК). Стажировка в ИПК считалась очень удачным делом — это был своего рода дополнительный отпуск на полгода: зарплату платили регулярно, а занятия можно было и прогулять... Была даже очередь из желающих поучиться в ИПК, в которую записывались заранее. Через шесть месяцев “повышенные” специалисты возвращались в свои родные поликлиники, больницы, школы и вузы — и благополучно забывали то, чему их учили. До следующего “призыва”...

Теперь повышать уровень образования приходится постоянно: без этого успешной карьеры не сделать. Регулярную переподготовку нужно проходить всем специалистам, где бы они ни трудились, поэтому и отношение к ней совершенно другое — серьезное, деловое. Тем более что подобное удовольствие сейчас не из дешевых: за знания приходится платить. В одних случаях деньги дает фирма или компания, в других — делать это приходится самому работнику, желающему подняться выше по служебной лестнице.

Переподготовка, в зависимости от продолжительности, бывает краткосрочной, среднесрочной и длительной.

Длительная переподготовка рассчитана на несколько лет и большой объем фундаментальных знаний. Она занимает два-три года и включает не менее 500 часов учебной нагрузки. Слушатели, как обычные студенты, сдают зачеты, экзамены, пишут рефераты и курсовые, а в конце занятий сдают дипломный проект, который нужно еще защитить. Как правило, такая подготовка проводится на базе государственных вузов, и после ее окончания слушателю выдается полновесный диплом с присвоением новой квалификации. Если в запасе у работника есть достаточно времени и денег, то следует выбрать именно такую форму обучения. Тогда гарантируются основательные знания и госдиплом, что немаловажно при поиске нового места работы или цели занять более высокую должность.

Среднесрочная переподготовка включает до 200 часов лекций и семинаров и длится от шести месяцев до полутора лет. После ее окончания слушатель пишет итоговую письменную работу (типа курсовой) и получает диплом соответствующего образца.

Краткосрочная переподготовка занимает три месяца (100 учебных часов) и по форме напоминает занятия на подготовительных курсах. Да и документ, выдаваемый после нее, имеет примерно такую же цену...

Переподготовка также бывает с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от производства. Самым большим спросом пользуется учеба без отрыва от производства. Слушатели грызут гранит науки исключительно вечером — 2—3 раза в неделю, иногда — еще и в выходные дни. Гораздо реже фирмы и компании практикуют частичное или полное освобождение работников от служебных обязанностей — как правило, в том случае, если сотрудника направляет на стажировку руководство. Таким образом оно демонстрирует ему особое расположение, заинтересованность в специалисте, расчет на его карьерный рост. Чаще всего переподготовка с отрывом от производства осуществляется при краткосрочной форме учебы: оторвать человека от работы на три месяца не составляет труда, но при более длительном отсутствии могут возникнуть проблемы...

На переподготовку чаще всего направляют специалистов по подбору персонала, менеджеров, маркетологов, логистов, социологов, психологов, бухгалтеров, аудиторов и юристов. Слушатели изучают предметы, аналогичные тем, что преподают на соответствующих факультетах госвузов. Только, разумеется, в сокращенном объеме. Теория дается в меньшем объеме, чем при традиционных занятиях в высшем учебном заведении, — главный упор делается на практику. Что, впрочем, понятно: люди пришли не за знаниями вообще, а за конкретными умениями и навыками. При изучении бухгалтерского учета и аудита, к примеру, главное внимание уделяется разбору конкретных случаев российского налогообложения, составлению бухгалтерских отчетов, квартальных и годовых балансов и т.д. Если занятия касаются менеджмента и маркетинга, то здесь не обойтись без изучения экономики предприятия и ее развития, психологии управления персоналом, конфликтологии, основ рекламной деятельности, финансового менеджмента и права. На психологии и социологии даются знания по деловому общению, межличностным отношениям, роли лидера в коллективе, умению организовать работу командой, корпоративной культуре и т.п.

Выбирая форму переподготовки для себя или своего сотрудника, нужно четко представлять, что требуется на выходе, и, исходя из этого, планировать длительность учебы и время занятий. Но в любом случае лучше пойти туда, где трудятся высококвалифицированные специалисты и выдают диплом гособразца. Только тогда можно быть уверенным, что деньги и время не будут потрачены зря.

.



Партнеры