Убийство под горячую лапу

Жуткая трагедия, произошедшая в конце прошлого года в Театре зверей “Страна чудес дедушки Дурова”, когда медведь-артист разорвал одного дрессировщика и ранил еще двоих, получила неожиданное криминальное продолжение. Как стало известно “МК”, виновным в случившемся следствие признало директора-распорядителя театра, 54-летнего Сергея Паршина. Именно он в ближайшее время предстанет перед судом по обвинению в халатности. Этот процесс, который в кругу российских дрессировщиков уже назвали “делом медведя-шатуна”, обещает стать показательным для всех отечественных цирков.

Напомним, что несчастье в уголке дедушки Дурова произошло 3 декабря, в 18.00, через час после вечернего выступления. Номер медведя Дадона был предпоследним.

Он выступил как обычно блестяще: танцевал твист, катался на велосипеде, выполнял другие сложные трюки. После спектакля дрессировщик Тимур Щедов и его ассистент Умар Закаев (мужчины дружили много лет) отвели медведя в клетку. Тимур пошел снимать сценический костюм, а Умар стал кормить Дадона.

Интересно, что клетка зверя разделена на две части. В одной находится топтыгин, в другой — кое-какой реквизит. Ассистент вошел в “хозяйственную” часть и оттуда просунул в отверстие с помощью специальной лопаточки еду.

Что произошло потом, сейчас уже никто не ответит. Медведь вырвался из своей половины клетки и напал на своего воспитателя. Длинные когти, словно лезвия, вонзились в голову. Вопли Умара услышал Щедов и ринулся на помощь вместе с другим опытным дрессировщиком медведей — Владимиром Сошиным. В итоге оба попали “под горячую лапу” и получили серьезные ранения. Когда оттащили медведя, Умар еще десять минут дышал и разговаривал. Возможно, он был бы жив, если бы зверя удалось отогнать раньше. У 33-летнего Закаева остались жена и две маленькие дочки.

Расследованием трагедии занялась Мещанская межрайонная прокуратура. И тут-то выяснилось, что в этом деле много темных пятен. До сих пор не ясно, как вырвался Дадон. Неужели Умар сам открыл клетку с медведем? Зверя он воспитывал очень давно и вообще был смелым парнем, но так безрассудно рисковать вряд ли бы стал. Тем более что больше 9 лет работал с хищниками и отлично знал, чего может стоить любое неверное движение.

— Это был очень талантливый парень, — говорит мать Щедова, работавшая инспектором в “Росгосцирке” и по сути опекавшая Умара. — И отважный. Можно, конечно, предположить, что Умар слишком понадеялся на себя (он был таджиком, горячих кровей) и совершил ошибку. Но если бы у него был хотя бы электрошокер, трагедии удалось бы избежать.

Кстати, одно время среди сотрудников театра ходили разговоры о том, что кто-то мог открыть клетку, пока Умар, к примеру, отходил в туалет. С другой стороны, остается загадкой и то, почему Дадон напал на своего воспитателя. Здесь существует несколько версий. По одной из них, причиной всему гон: мишке на тот момент стукнуло 5 лет — возраст медвежьей половой зрелости. В этот период звери могут капризничать и вообще быть непредсказуемыми. По второй версии, поскольку у медведей плохое зрение, а в клетке вечером было темно, Дадон, обиженный кем-то другим, мог просто не узнать Умара.

Следователи же убеждены, что к смерти Умара привели грубые нарушения правил техники безопасности в театре. Клетки хищников должны находиться в специально оборудованном помещении, исключающем побег животных и проникновение к ним посторонних запахов. Кроме того, поблизости должны быть багры, веревки, пистолеты и прочие средства для усмирения зверей. В театре же Дурова клетка Дадона, как и других хищников, стояла во внутреннем дворике рядом с воротами. При этом никакого инвентаря, которым можно было бы загнать буяна обратно, не было. Около клетки лежали только веник и совок...

— Понятно, что все мы в той или иной степени виноваты в произошедшем, — говорит Паршин. — Но все же основная вина лежит на дрессировщике Щедове. Согласно правилам, кормить хищника не должен один человек, и Щедов не имел права оставлять Умара одного. И доверять ключи от клетки ассистенту по инструкции нельзя. Все эти нюансы следователи не принимают во внимание. Что касается необходимых средств самозащиты, поймите: я физически не смогу каждый день обходить все клетки. Да это и не является моей должностной обязанностью. В театре есть инженер по технике безопасности. Я не получал ни одной служебной записки, в которой бы говорилось, что клетку Дадона надо чем-то оборудовать.

На сторону Паршина встал и главный инженер по технике безопасности “Росгосцирка” Михаил Бочков:

— Следователи прокуратуры опираются в своем обвинении на документ, который морально устарел (я имею в виду инструкцию по технике безопасности), и на мнение специалиста по охране труда, практически не имевшего дела со зверями. Кстати, клетка и вольер Дадона были изначально изготовлены неправильно. Насколько мне известно, по эскизам самого Щедова. А ведь дрессировщик прекрасно знал, что медведь во много раз опаснее тигра.

У Щедова эти слова вызвали лишь горькую улыбку. Дрессировщик показал нам неоплаченные квитанции на намордники Дадона, рассказал и о клетке... Оказывается, он долгое время не мог добиться, чтобы Дадону сделали вообще хоть какую-то клетку. В итоге ее вынуждены были сооружать в буквальном смысле из подручных материалов в кратчайшие сроки.

— О какой технике безопасности вы говорите?! Меня заставляли выходить с Дадоном на 30-градусный мороз. В театре каждого хищника кормит один человек.

Работники театра рассказали по секрету, что недавно здесь едва не случилась еще одна трагедия: во время кормления слониха слегка придавила девушку. Кстати, в феврале 2001 года погиб дрессировщик слонов Александр Терехов — мужчину затоптала его любимая слониха. Инженер по технике безопасности, которого следователи пытались привлечь к ответственности за случившееся, тогда был амнистирован. Слониха до сих пор живет в театре.

Щедов из театра ушел. По его словам, сразу после трагедии администрация резко урезала ему зарплату, а затем и вовсе потребовали подписать задним числом некий документ, гласящий, что он ознакомлен с правилами техники безопасности.

Судьба самого Дадона по-прежнему висит на волоске. Медведь является собственностью Тимура. Тот купил его трехмесячным в Тихвинском детском экологическом центре за собственные деньги (к слову, сейчас многие дрессировщики вынуждены так поступать, поскольку средств на приобретение зверей у большинства отечественных цирков нет). Сразу после трагедии Дадона пытались пристроить в Берлинский зоопарк, но там оказался полный медвежий “комплект”. Затем Тимур договорился с голландцами. Все документы на вывоз бурого уже готовы. Однако Паршин вроде как отдавать мишку не собирается, говорит: пусть-де сначала Щедов оплатит все расходы по содержанию Дадона. Счет, который он выставил Тимуру, вполне приличный — 122 рубля за сутки. Меж тем за одно выступление с медведем в свое время Щедов получал ровно 90 целковых.

Дрессировщики и администрация валят вину друг на друга. Может быть, суд и разберется с этим делом, но максимум, что грозит Паршину, — штраф и отстранение от должности. И в итоге все равно получится, что в смерти человека виноват медведь. А его на скамью подсудимых не посадишь.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру