Загадки “Темной ночи”

29 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 328

Сегодня в кинотеатре “Пушкинский” состоится премьера новой картины Дмитрия Астрахана “Темная ночь”. Накануне режиссер встретился с обозревателем “МК”.


— Дмитрий Хананович, расскажите о новой картине.

— Фильм “Темная ночь” снят по сценарию Олега Данилова. Он, кстати, написал сценарии к другим нашим совместным работам — “Все будет хорошо”, “Ты у меня одна”, “Желтый карлик” и т.д. Мечта любого режиссера — отразить свое время, средствами кино написать портрет современника, показать, какой он — герой нашего времени. Когда я прочел сценарий Олега, то сразу почувствовал, что просто обязан снять этот фильм. Понимаете, я не мог его не снять. Не знаю почему, но было ясно, что я снимаю глубокую и волнующую меня картину

— Какие ощущения перед премьерой?

— Это фильм о любви. Когда рассказываешь о любви, нельзя не испытывать волнения. Конечно, я очень волнуюсь, но уверен, что такой фильм все ждут, он нужен зрителю. Его будут смотреть и пересматривать по многу раз, друзьям будут советовать сходить на него. Я уверен, что так будет. Иначе не имел бы права как режиссер браться за работу.

— На какие картины вы ориентировались, когда снимали “Темную ночь”?

— На такие, как “Июльский дождь” и “Я шагаю по Москве”. Хотелось как минимум дотянуться до этих высот и еще сказать что-то, что было не сказано до тебя никем.

— Известно, что режиссер Астрахан любит открывать новые актерские имена: Ольга Сутулова, Анатолий Журавлев, Андрей Федорцов... Интересно, они помнят, кому обязаны своим успехом?

— Не знаю... Это, наверное, у них нужно спросить.

— Но вы общаетесь?

— Да, конечно. Только редко, к сожалению.

— Значит, в новом фильме мы опять увидим нераскрученных актеров?

— Да. Надо сказать, что мы их очень долго искали. Полгода восемь ассистентов в Москве, Питере, Самаре и Екатеринбурге смотрели всех молодых и талантливых. Задача была очень сложной. Мы понимали: нужны два совершенно новых лица. Нужна очень симпатичная пара. Каждый молодой человек в зале должен захотеть оказаться на месте героя, а каждая девушка — на месте героини. При этом они должны быть прекрасными актерами, потому что им предстояло сыграть сложнейшие роли — с неожиданными и тонкими психологическими мотивировками Ситуации, в которые попадают герои, — их столь много, и они так моментально меняются… Сыграть это по силам только очень талантливым людям.

Шли долгие пробы. До съемок оставалось меньше месяца, а героя и героини не было. Взяли на работу еще двух ассистентов, те стали изучать все театральные студии, всю самодеятельность. Я сам смотрел в день по сорок-пятьдесят человек.

Данилову как любителю “пялиться в ящик” (так он сам говорит) было поручено сидеть дома и смотреть все молодежные передачи. Так нашли Лену Пономареву, ведущую “Пепси чарта” на МузТВ. Вызвали на пробы, и сразу же, после первой репетиции, стало ясно — это яркая готовая актриса, абсолютно попадающая в образ. В фильме она играет девушку московского дна. Сама Лена окончила МГУ, она прекрасно образованна, и этого не скроешь. Это есть в ее глазах. Тем более поразительно, что такая личность играет “отвязанную” героиню — в этом особый объем и прелесть.

Наконец, звонит мне Данилов и говорит, что видел по Спорт-ТВ интервью с каким-то спортсменом, вроде бы фамилия его Семенов…

Поехали в Питер. Нашли, привезли на пробы. Как только я его увидел — понял, что это Он. Но ведь Семенов не актер. Что делать? Начались пробы, репетиции, опять пробы — десятки раз. Потом я решил: надо рисковать. Что-то подсказывало, что не ошибся. И теперь вижу: мы не ошиблись. На съемках Андрей рос как актер просто от репетиции к репетиции. И сделал прекрасную роль.

— На досуге я посмотрел несколько серий вашего сериала “Фабрика грез”. Скажите, молодой режиссер Костя Алексеев, которому доверили снимать кино... это вы?

— Нет... Я бы все-таки ассоциировал себя с другим героем — матерым режиссером Корозиным. В конце концов, он мне ближе просто по возрасту. Но творческие муки молодого режиссера Кости мне прекрасно знакомы.

— Свой первый съемочный день в качестве режиссера хорошо помните?

— Это были съемки фильма “Изыди” — трагической ленты о еврейском погроме. В 91-м году он был номинирован от СССР на соискание “Оскара”.

Дело в том, что в одном из эпизодов играла Ольга Беляева — моя первая жена, которой уже нет в живых. За месяц до этого мы потеряли нашего первого ребенка. Можете себе представить наше состояние? Но ведь киносъемок никто не отменял — график есть график. Работают сотни людей. Работать я был просто не в состоянии и все же ехал на съемки.

И вот снимаем плановый эпизод. В нем героиня Ольги вбегает в еврейский дом с ребенком на руках, плачет и говорит, что ребенок очень болен, а она не знает, что делать… Никто специально этого не подстраивал, как-то само получилось. Только когда мы начали снимать, я понял, что происходит. С Ольгой потом была истерика. И я этот день никогда не забуду. Никогда.




Партнеры