В метро будет чисто конкретно

Каждый москвич сталкивался в метро с ними — продавцами газет, цветов и прочей мелочи. “Сталкивался”, потому что теперь они практически ушли в прошлое. Постановление властей с 1 октября объявляет большинство торговцев метро (и у метро) вне закона.

Корреспондент “МК” проехал по нескольким станциям, чтобы посмотреть, как отреагировали на постановление продавцы и что они собираются делать в будущем.

“Октябрьская”-кольцевая. Раньше здесь было не протолкнуться от лоточников. Сейчас — тишина. Ближе 25 метров от входа (все строго по постановлению) — ни одного продавца. Хотя вру: стоят “люди-бутерброды”, рядом с ними покуривают милиционеры. Но эти только рекламируют. Лишь одна женщина в метре от них продает журналы с рабочими вакансиями.

— Что вы! Я тут только от дождя спряталась, — оправдывается она. Но потом все же признается, что иногда милиционеры разрешают ей поторговать и здесь — все от смены зависит.

У самой проезжей части у лотка с книгами стоит Ирина. Утверждает, что их отодвинули сюда от входа еще в начале сентября, сразу после терактов. А выручка сократилась примерно вдвое.

“Павелецкая”-кольцевая. Две женщины робко притулились со своими газетными стендами в 10 метрах от входа. При мне им выговаривал проверяющий от фирмы:

— Что так близко встали? Оштрафуют-то не вас, а хозяина...

Продавщицы говорят, что у них пока выручка не снизилась, но в будущее смотрят без всякого оптимизма.

— У нас тут покупают оттого, что цена ниже, чем в киосках. А загонят вдаль — так и покупать перестанут. Кто пойдет из-за рубля нас искать?..

Местные “метровские” милиционеры на затею с разгоном торговли тоже смотрят скептически:

— Да кому они мешали?! Тоже мне — террористы. А людям было удобно.

...Но вот что странно. Когда мы спросили у служащих зала игровых автоматов, расположенного прямо внутри “Петровской-Разумовской”, говорил ли им кто-нибудь о скором закрытии, оказалось, что... нет.

Другой игровой зал — на “Пушкинской” (тоже прямо в вестибюле) — функционирует уже 12 лет. И тут тоже говорят, что их никто закрывать не собирается. По крайней мере пока. Причем рядом с “однорукими бандитами” в зале раньше было множество газетных лотков, цветочных. Их сейчас нет. Есть только продавцы театральных билетов, которых тоже поначалу прогнали, но потом разобрались и разрешили работать.

Это что же выходит? Всех — под зад коленом, а игровые павильоны, самые прибыльные и наименее социально значимые для москвичей, оставили?

— Да, — подтверждает мою догадку одна из билетных продавщиц. — Нас после терактов прогнали, а потом сказали: торгуйте, но без рекламных щитов, только стол и стул. А газетчиков после 15-го всех скопом согнали и сказали, что будут разбираться. До сих пор, видно, разбираются... А “однорукие бандиты” и в ус не дуют.

Вообще, работники этих залов признались мне по секрету, что сделать с ними ничего нельзя. Уж очень серьезные деньги здесь крутятся. Мол, власти пошумят-пошумят и, как всегда, успокоятся. Найдут лазейку в постановлении и прикроются ей, как это уже бывало неоднократно. Так что в отличие от москвичей, желающих читать в метро газеты, прожигатели жизни могут не волноваться: в любимом деле им никто мешать не будет.


Вчера руководитель Департамента потребительского рынка столицы Владимир Малышков окончательно расставил точки над “i” на пресс-конференции накануне “черного дня торговли”.

В метро останутся только билеты-газеты. Но последними торговать будут не ручники, а газетные автоматы и стационарные киоски. Причем в автоматы “влезут” 30 наименований печатных СМИ. Какие — определит специальная (!) комиссия.

Г-ну Малышкову был задан вопрос об игровых автоматах. Уж сколько было про них постановлений, а ничего их не берет. Но столичный министр торжественно пообещал, что через месяц в метро автоматов не будет.

По данным департамента, на сегодняшний день в подземке закрыто около 2 тысяч торговых точек и свыше 800 ликвидировано в прилегающей 25-метровой зоне.

Впрочем, уже сейчас из-за вывода торговцев-ручников и нестационарных точек из метро продажи газет в Москве упали на 5—10 процентов. Не говоря уже о том, что десятки тысяч людей остались без оперативной информации. Вопреки ожиданиям, продажи в стационарных киосках, расположенных за пределами 25-метровой “зоны отчуждения”, не выросли. Жизнь показала, что москвич, спешащий на работу, не отклонится от своего маршрута даже на десять метров. В связи с этим фирмы-распространители печатных СМИ, владеющие киосками у метро, уже начали поднимать торговую наценку. А это значит, что розничные цены на газеты и журналы в Москве в ближайшее время вырастут.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру