Лев Толстой — кумир хиппи

Глубокий овраг. Над оврагом обнесенный лесными прутиками участок. На краю заросший травой могильный холмик. От тишины закладывает уши. По легенде, где-то рядом спрятана зеленая палочка, на которой написан секрет, как сделать всех людей счастливыми. Здесь же похоронен человек, который впервые услышал эту легенду в пять лет и помнил о ней до глубокой старости. Почти через 90 лет после смерти “мечтателя” Льва Толстого легенда о палочке объединила вокруг себя сотни современных детей. И по стране стали “расползаться” “муравьи” из “Муравейного братства”...


Маленькому Леве Толстому о волшебной палочке, спрятанной в родовом имении Ясная Поляна, рассказал старший брат Николай. Кто найдет палочку — разгадает, как сделать, чтобы люди никогда не знали бед, не ссорились и не сердились. Первый шаг к счастью — “Муравейное братство”. “Братья” должны любить природу и трудиться на общее благо, как муравьи...

Когда советские пионерские горны замолчали всерьез и надолго, а тинейджеры от скуки кучковались по подъездам, в музее-усадьбе Льва Толстого решили: пора занять молодежь полезным делом. Идея создать современное “Муравейное братство” появилась у завотделом музейной педагогики Ясной Поляны Марины Волчковой. А пять лет назад она стала директором открытого молодежного межрегионального движения “муравьев”. Главный “муравейник” обосновали прямо в родовом имении Льва Николаевича. А уж оттуда “муравьи” расползлись по разным уголкам России. Сегодня движение насчитывает уже 17 “муравейников” в Тульской области, Воронеже, Томске, Уфе, Екатеринбурге, Рязани... В Москве муравьиная работа только зарождается.

У “Муравейного братства” есть свои устав, гимн, герб, газета, девиз “Нет дихлофоса от муравьев”. “Членских взносов не берем и партийных билетов не выдаем, — улыбается координатор движения “муравьев” Татьяна Миронова. — К нам идут исключительно по зову души. “Муравьями” могут стать все, кому от восьми до тридцати лет. Правда, поодиночке в братство не принимаем — сложно поддерживать связь на местах. Поначалу мы пытались объединить только ребят из школ, которые как-то связаны с именем Льва Толстого: построены на улице Толстого, используют педагогические разработки писателя... А сейчас принимаем всех”.

Главное, что внушают старшие юным “муравьям”, — надо жить в любви и согласии с природой, быть сострадательными, заботиться о своем крае. И постоянно напоминают слова Льва Николаевича: “Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья — это есть жизнь такая, при которой не нарушается связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе, общении с землей, растениями, животными”. А уж конкретная работа может вестись по разным направлениям. В одних “муравейниках” больше заняты экологией: следят за территорией школы, своей деревни, города. В других — увлечены литературным краеведением. Например, в башкирских альма-матер изучают связи Льва Николаевича с Башкирией, по которой он путешествовал. Третьи “муравьи” полностью поглощены литературоведческой работой: отслеживают судьбы последователей учения Толстого, изучают родовое древо самого писателя. А один екатеринбургский преподаватель на основе “Азбуки” Толстого и его “Русских книг для чтения” разработал свою “Азбуку творчества” и учит по ней детвору сочинять сказки, притчи, басни, рассказы. В итоге третьеклашки пишут такие сочинения, что не всякому десятикласснику под силу.

Все новички проходят через обряд посвящения в “муравьи”. Маленький Лева Толстой думал, что попасть в общество муравейных братьев можно, выполнив три условия: “встать в угол и не думать о белом медведе”, “пройти, не оступившись, по щели между половицами” и “в течение года не видеть зайца — ни живого, ни мертвого, ни жареного на столе”. Сегодня все чуть проще. В “Муравейное братство” принимают раз в год на летнем слете в Ясной Поляне. По пять представителей от каждого регионального “муравейника” съезжаются в музей-усадьбу на неделю. Вечером ребята собираются на поляне у старого колодца и пускают по кругу зеленую палочку, к которой прикрепляют бумажные цветы с пожеланиями счастья всем людям. К концу церемонии “зацветшую” палочку помещают на видное место, а каждый принимаемый в братство ставит рядом зеленый карандаш с листочком. Мол, это — молодая поросль. Новички поют песню “Муравейного братства”. А под конец умываются родниковой водой из яснополянского колодца и произносят клятву: “Я хочу сделать наш мир лучше. Буду делать это, потому что кто, если не я?” После обряда новоиспеченные “муравьи” уже сами могут посвящать в братство своих земляков.

Кроме того, за неделю в Ясной ребята успевают потрудиться, как настоящие муравьи: очищают огромный усадебный лес от сухих деревьев, высаживают кувшинки в пруду, ходят в ночное, работают в теплице, собирают яблоки в знаменитом саду, разбитом еще Львом Николаевичем. На 40 гектарах земли растут около 30 старинных сортов яблонь, и если дерево умирает, его заменяют точно таким же, сохраняя границы и структуру сада. С 9 утра до обеда “муравьи” благоустраивают музей-усадьбу, где, по легенде, спрятана “зеленая палочка”. А потом приобщаются к прекрасному: ездят на экскурсии по ближайшим усадьбам и музеям, слушают классическую и народную музыку, устраивают спектакли.

Директор музея-усадьбы “Ясная Поляна” правнук Льва Николаевича Владимир Ильич Толстой “Муравейное братство” поддерживает. Правда, его собственные дети (два сына и две дочки) в “муравьях” не числятся. Девочки учатся за рубежом, а мальчики еще слишком маленькие. Но не исключено, что однажды в “Муравейном братстве”, о котором грезил Лев Николаевич, появятся и его потомки.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру