“Бригада” дебютантов

20 октября 2004 в 00:00, просмотров: 306

Андрей Звягинцев с “Возвращением”, Геннадий Сидоров со “Старухами”, Алексей Хлебников и Борис Попогребский с “Коктебелем”, Петр Буслов с “Бумером” и Алексей Сидоров с “Бригадой”. Звездный список прошлого года. В 2003-м наше кино испытало необычайный подъем — на пике были только молодые. Сразу шесть режиссеров-дебютантов, на которых сегодня возлагаются самые большие надежды. Они появились, казалось, как гром среди ясного неба, и все сразу заговорили о подъеме российского кинематографа.

Прошел год — достаточно времени, чтобы переболеть звездной болезнью и уже начать делать что-то новое. Мы решили спросить у “золотой молодежи”: как пережили они этот год, что он принес им и чем они занимаются сейчас?

Новая “Бригада”

Алексей Сидоров, режиссер “Бригады”, прокатившейся практически по всем телевизионным каналам, вышедшей на видео и запечатленный в мелодии для мобильника, работает над полнометражным проектом “Бой с тенью”, о котором “МК” неоднократно писал. В фильме задействованы молодые актеры — Денис Никифоров и Елена Панова. Звезда российская — Андрей Панин и заокеанская — Джон Эймос. Чтобы окончательно разорить продюсеров, Сидоров умудрился сделать несколько сцен в самом Лас-Вегасе, на крыше знаменитого казино MGM Grand, а панорамные виды Вегаса снимал суперсовременной SpaceCam, позволяющей работать с большой высоты и получать идеальное изображение без вибрации и помех. Такой камерой снимали “Властелина колец”, например. Сейчас Сидоров монтирует картину — вчерне собрано уже 10 сцен. Очевидцы утверждают, что это будет настоящее народное кино. Вопрос с саундтреком пока отложен до лучших времен — продюсеры и режиссер к нему вернутся в декабре. Но наимоднейший композитор Алексей Шелыгин уже написал заглавную тему к фильму: она сопровождает двухминутный ролик фильма, который сейчас крутят в кинотеатрах. Как принято нынче во всех цивилизованных странах, по мотивам фильма будет выпущена одноименная компьютерная игра, которая наглядно продемонстрирует все муки, через которые пришлось пройти русскому боксеру Артему Колчину дорогой мести. Помочь ему в победе над силами зла сможет любой желающий весной 2005 года — именно тогда лента и игра будут презентованы зрителям.

“Лексус” за “Старух”

Первым был Геннадий Сидоров. С его “Старух” началось победное шествие дебютантов прошлого года. “Старухи” получили на “Кинотавре” сразу четыре приза: главный — “Золотую розу” — приз за лучший дебют и две награды от прессы — от ФИПРЕССИ и Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ. Потом “Старух” звали в конкурс Сан-Себастьянского фестиваля и конкурс Фестиваля русского кино в Онфлере. Старейшая кинопремия России “Ника” в номинации “Лучшая актриса года” досталась Валентине Березуцкой, исполнительнице главной роли в “Старухах”. История про деревню, в которой живут одни бабульки да душевнобольной паренек — живут без света, без вестей с большой земли, а скоро им подселяют беженцев из Средней Азии, и с пришлыми начинается своя маленькая война, — оказалась близка европейскому зрителю. В эксклюзивном интервью “МК” мсье Дельмотт, глава “Arkeon-films”, с советских времен занимающийся прокатом наших картин, объяснил, чем его привлекли “Старухи”, которых он заметил в Онфлере:

— Мне очень интересен этот фильм с двух сторон. Первая — в нем рассматриваются проблемы старых людей. У нас же летом 2002 года умерли от жары 15 тысяч пожилых людей — они жили одиноко, и некому было прийти им на помощь. И в обществе эта тема широко обсуждается. В “Старухах” женщины тоже одни, живут своим огородом. К ним приезжают только военные на танках — видно, что вокруг идет война. (Так мсье Дельмотт понял фильм, в котором рядом с деревней расположена военная часть, а в ней идут учения. — Авт.) Вторая сторона — в фильме говорится о проблемах с мусульманским миром. У нас тоже они есть, и тоже острые — в некоторых регионах Франции конфликты на религиозной почве доходят до применения силы. Представляете, есть уже города, где мусульман больше, чем католиков...

Дельмотт купил “Старух” для проката, и у Сидорова, по его собственному выражению, возникла “любовь с Францией”: 3 ноября “Старухи” выходят в ограниченный прокат (20 копий) на Средиземноморском побережье, а на парижской премьере фильм будут представлять поочередно две кинодивы Франции: Ханна Шигула и Жанна Моро.

Российскими сборами Геннадий не удовлетворен: несмотря на многочисленные призы и хорошую прессу, фильм так и не окупился, и режиссер (он же продюсер) рассчитывает только на зарубежные продажи. Впрочем, Сидоров не унывает: у него появились новый “Лексус” и виды на московскую квартиру (пока он живет в съемной). Обычно все успешные дебютанты испытывают страх перед второй лентой. Геннадий же заявил, что совсем не боится: “Я уже взрослый мальчик, мне 42 года, и не забывайте — я успешный продюсер на поле российского арт-кино”. (Имеются в виду ленты Ларисы Садиловой “С днем рождения!” и “С любовью, Лиля”. — Авт.)

Сейчас же режиссер “Старух” готовится к запуску нового проекта — “Веселый солдат” по одноименной повести Виктора Астафьева. Фильм крупнобюджетный — заявлено $2,5 млн., и его частично профинансирует французская компания “Arkeon-films”. Ожидая решения о господдержке, Геннадий спешно дописывает режиссерский сценарий и выбирает натуру. Как известно, главный козырь “Старух” — это участие в фильме непрофессионалов — проще говоря, обычных деревенских бабушек из Сусанинского района Костромской области, которые покорили зрителя своей простотой и непосредственностью речи (читай — матом). Сидоров решил пойти проторенной дорожкой, которая уже один раз привела его к успеху: он снова собирается приглашать людей “из народа”, а из актрис возьмет Валентину Березуцкую — свой верный талисман. В “Веселого солдата” перейдет и актер Театра простодушных Сережа Макаров, сыгравший в “Старухах” деревенского дурачка. А сам режиссер собирается, как и в “Старухах”, сыграть главную мужскую роль. Актерскому мастерству он учился во ВГИКе у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой еще до режиссуры, в которой его мастером был Петр Тодоровский.

Дороги на “Коктебель” разошлись

Режиссерский дуэт Алексей Хлебников —Борис Попогребский, выстреливший на Московском кинофестивале дебютом “Коктебель”, почтил личным присутствием около 10 фестивалей мира. А картина побывала аж на 40, четыре из которых класса “А” (по старой классификации). Незатейливая история про путешествие отца и сына из Москвы, где отец по пьянке потерял квартиру, в рай на земле — Коктебель, созданная выпускником киноведческого факультета ВГИКа и психологом, покорила своей ясностью и органичностью. Оба имени заиграли на поверхности хлипкого и хрупкого отечественного кинопроцесса, и друзья-соратники стали желанными гостями на всех местных фестивалях, а на минувшем “Кинотавре” оба вошли в состав жюри.

Теперь на носу у талантливых везунчиков фестиваль в Лондоне, куда они повезут “Коктебель”, и два сценария: ребята решили разделиться и властвовать на двух площадках вместо одной.

Попогребский сам написал сценарий, который назвал “Простые вещи”: о непростых взаимоотношениях врача-анестезиолога и угасающего актера, когда-то прославленного в далекие времена значительной ролью, а ныне медленно угасающего. Месторасположение истории — Санкт-Петербург, но Попогребский клятвенно пообещал не снимать Исаакиевский собор и Ростральные колонны, а найти свежую натуру. Помимо натуры режиссер ищет таланты — группа “Коктебеля” перешла в распоряжение Бориса Хлебникова. Он совместно с драматургом Александром Родионовым написал полярный Попогребскому сценарий. Полярный постольку, поскольку действие его происходит в провинции. Уже выбран главный объект съемок — город Мышкин на Волге (аналогий с “Идиотом” просим избегать), где существуют один детский сад, одна школа и один завод, что внушает его жителям опасную уверенность в завтрашнем дне. Герой Хлебникова в два раза младше героя Попогребского — ему 20 лет, и он, потенциальный заводской работник, неожиданно оказывается на пороге новой жизни: врасплох его застает стремительное банкротство завода.

Единственное, что формально связывает Хлебникова с Попогребским кроме дружеских отношений, которые заметно укрепил тяжелый фестивальный год, — это продюсер Роман Борисевич, проявивший талант и настойчивость при работе с Министерством культуры, а ныне — с Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Главной заслугой “Коктебеля”, кроме громкой заявки и сильного успеха, оба считают возможность спокойно жить, занимаясь любимым делом и не размениваясь на ерундовую работу.

Тайное “Возвращение”

Главный фигурант кинопроцесса-2003 — фильм Андрея Звягинцева “Возвращение”, обладатель двух венецианских “Львов”, — собрал “зоосад-кунсткамеру” из призов национальных кинопремий (“Орлы”, “Ники” и “Овны”) и, что куда важнее, $10 млн. в мировом прокате. В честь своего успеха, а во многом — вопреки ему, два дебютанта — продюсер Дмитрий Лесневский и режиссер Андрей Звягинцев — готовятся к запуску второго фильма. Кинообщественность ждет, завистники скрипят зубами и пророчат полный провал, сторонники — коих значительно меньше — стараются не мешать и помалкивают. Градус интереса поднимается стихийно: все знают, что Звягинцев, чье имя встало вровень с именами Сокурова и Михалкова в мозгах у западных коллег-кинематографистов и сочувствующих, снимает второй фильм. Но лишь единицы знают про бюджет и сюжет. Известно лишь, что главное триединство “Возвращения”: продюсер Лесневский, режиссер Звягинцев и оператор Кричман — будет строго сохранено. Когда мы виделись с Андреем последний раз — месяц назад, — он открывал вакансию на должность директора картины, так что про актеров еще и думать не приходилось. Зато “МК” удалось вырвать у великого и ужасного приглашение на съемочную площадку — весной следующего года.

Воскресший “Бумер”

Режиссер Петр Буслов журналистов к себе не подпускает — очень занят на съемках. Окружение на вопросы: мол, что там с Бусловым-то, машину новую или квартиру купил? — размахивает руками и уверяет, что ему сейчас не до этого: с лета 2003 года, когда “Бумер” вышел в прокат, Петр работает не покладая рук. Съемки второго “Бумера” начались 19 сентября под Серпуховом и продолжатся до зимы в Ростове. Выход готового продукта намечен на начало лета 2005 года. Музыку опять будет писать Сергей Шнуров. Подробности сюжета хранятся в строжайшем секрете: умерщвленные в первой части герои воскреснут, но каким образом — знает только режиссер. Мы же знаем, что выжили Владимир Вдовиченков и Алексей Мерзликин. Больше звезд в фильме не будет: режиссер искал типажи, а не раскрученные лица. Главной фишкой второго фильма станет появление главной героини. Ее сыграет студентка Финансовой академии Светлана Устинова, которую нашли в прямом смысле слова на улице и пригласили на кастинг. Она обошла своих соперниц, взяла академку, прошла курс в Школе-студии МХАТ и сейчас благополучно снимается, скрывая от папы уход из института. А от продюсеров — поступление на актерский факультет ГИТИСа. Ко второй части “Бумер” стал солиднее — это джип BMW X5. Съемочная группа и продюсеры надеются, что он доживет до финала целым и невредимым, поскольку спонсоры выделили машину всего в одном экземпляре.






Партнеры