“Нет, я не за “Челси...”

— Как только нам будут представлены достаточные доказательства участия Закаева в террористической деятельности, мы начнем следствие с последующей экстрадицией, — такое заявление сделал в интервью “МК” вновь прибывший в Россию посол Великобритании Энтони Брентон.

Поводом к интервью стали недавнее назначение господина Брентона, который сменил на посту посла Родерика Лайна.

— Почему Великобританию, основного союзника США, не затронул исламский терроризм?

— В том, что на протяжении последних лет теракты обходили Великобританию стороной, есть и доля удачи. Британские подданные погибли 11 сентября 2001 г., и Великобритания совместно с США участвовала в военной кампании в Афганистане, а затем и в Ираке. Мы твердо уверены, что с терроризмом необходимо бороться радикальным образом. Предотвратить теракты нам до последнего времени позволяли меры безопасности в аэропортах и крупных городах. Также большое значение имеет и Акт-2000 — закон, усиливший полномочия полиции в борьбе с терроризмом и подготовивший судебную систему для преследования подозреваемых в нем.

Однако суды были и остаются независимыми, а полиция действует, как и прежде, по принципу “невиновен, пока вина не доказана”. Самый важный и одновременно самый трудный аспект в борьбе с терроризмом — это усиление контроля правоохранительных органов и сохранение всех гражданских свобод.

— Мы видим, что Ирак после силового устранения Саддама превратился в постоянную кровоточащую рану. Насколько, по-вашему, была оправдана агрессия коалиции в эту страну?

— В Ираке все не так плохо, как показывают СМИ. Большая часть страны живет достойно. Город Басра, где расположен британский контингент, успешно развивается. И сейчас обсуждается возможность переброски британских войск в более проблемные регионы.

Даже если мы не нашли оружия массового поражения, мы уверены, что поступили правильно, сместив режим Саддама Хусейна. Хусейн представлял угрозу для всего мира, и в сложившихся после 11 сентября условиях ему нельзя было позволить править страной. Сместив его, мы оказали всему миру услугу. Россия не соглашалась с коалицией по вопросу вторжения в Ирак, но разногласия — в прошлом: сейчас интересы России и Великобритании в Ираке совпадают.

— Вам не кажется, что Великобритания проводит политику “двойных стандартов”: с одной стороны, выступает на стороне США, с другой — закрывает глаза на действующие на территории страны террористические группировки...

— Я не согласен с этим обвинением. Мы никогда не проводили мягкую политику по отношению к террористам. В британских законах четко прописано, что любой подданный Великобритании или иностранец, в отношении которого доказано участие в террористической деятельности, будет осужден по британским законам или экстрадирован. Великобритания — не гнездо для террористов.

— Но эмиссар Аслана Масхадова — Ахмед Закаев — нашел в Великобритании приют. Вы до сих пор считаете его мирным политическим беженцем, а мы — террористом.

— Пока Ахмед Закаев имеет статус политического беженца в нашей стране. Но мы в очередной раз дали России четко понять, что, как только нам будут представлены достаточные доказательства его участия в террористической деятельности, мы начнем следствие в отношение Закаева с последующей экстрадицией.

— Однако российские власти считают, что уже предоставили достаточно доказательств...

— Российская сторона предоставила доказательства, но их недостаточно. Вопрос экстрадиции Закаева не находится в ведении британского правительства — доказательства вины этого человека от России требует британская судебная система, которая абсолютно независима. После ужасного теракта в Беслане российские власти заявили, что предоставят дополнительные улики против Закаева, которые будут достаточны для его экстрадиции. Британское правосудие ожидает этих доказательств.

— Губернатор Чукотки Роман Абрамович тратит направо и налево миллионы долларов, а в Великобритании так никто и не задал ему вопрос: “Где вы взяли эти деньги?”

— Абрамович — российский гражданин, и вопросы о его доходах должна задавать Россия, а не Великобритания. Роман Абрамович — желанный гость в нашей стране, где он стал узнаваемой и довольно выдающейся фигурой. Он владеет одним из наших лучших футбольных клубов — “Челси”, и у британских властей к нему вопросов нет.

— Вы болеете за “Челси”?

— Нет. Моя жена родом из Ливерпуля, и я не вправе поддерживать любую другую команду, кроме “Эвертона”...

— А как Великобритания участвует в облегчении визового режима между Россией и странами ЕС? Грядут ли облегчения процедуры получения британской визы?

— Соединенное Королевство не участвует в визовой политике ЕС — у нас своя национальная визовая политика. И в отношении России наша визовая политика работает просто великолепно. Четыре пятых от общего количества подающих документы на визы в британское посольство в Москве обходятся без интервью с сотрудником консульской службы. Лишь одна пятая часть претендентов проходит интервью и в конечном итоге получает визу.

Мы отказываем в визе совсем незначительному количеству россиян. Если сравнивать британское посольство с другим дипмиссиями в Москве, то работа консульской службы у нас организована наиболее четко, просто и оперативно. За прошедший год Великобританию посетили 100 тысяч россиян, и с каждым годом эта цифра возрастает на 20%. Вместе с тем масштаб нелегальной миграции из России в Великобританию настолько мал, что не представляет угрозы нашим интересам.

— Почему тогда не отменить справки с места работы и о доходах?

— Эти справки — часть визового режима, который введен для контроля над потоками мигрантов. Но, как я уже сказал, поток нелегалов из России сейчас незначителен. В 1994—1998 годах, когда я работал в британском посольстве в Москве в качестве советника по вопросам экономики, экономической и технической помощи и науки, выдача виз действительно была очень серьезной проблемой — многим людям отказывали в визе, в то время как другие оставались в стране нелегально.

С тех пор Россия заметно продвинулась вперед — если судить по Москве, то здесь наблюдается экономический подъем. Большинство москвичей живут достойно, и им незачем уезжать из страны. И такая ситуация не только в Москве: столица идет вперед во главе каравана, за ней — Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие города.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру