Экономики начальник и финансов командир

Темы для разговора с человеком, отвечающим за столичную экономику и финансы, найдутся всегда. Это лишний раз подтвердил полуторачасовой диалог читателей “МК” с первым заместителем мэра, руководителем Комплекса экономической политики и развития города Юрием Росляком. Москвичи времени даром не теряли. Росляка успели спросить и о зарплатах, и о ценах на жилье, и о переселении пятиэтажек, и о программе “Одно окно”. Надо отдать должное нашему гостю — за все время беседы он ни разу не сказал: “Это не мой вопрос”.

“Жизнь подорожает только на 10%”

— Здравствуйте, это Татьяна Анатольевна, учитель. В Москве жизнь дорогая, а зарплаты у нас маленькие. Когда бюджетникам начнут платить нормальные деньги?

— Если можно, встречный вам вопрос. Вы сейчас прибавку получили к зарплате с 1 октября?

— Пока нет.

— Вы должны получить прибавку. Кроме того, принято решение со второго полугодия следующего года всем бюджетникам повысить зарплату на 45%.

— И сколько мы будем получать?

— Для примерных расчетов умножьте свой заработок на 1,45 и получите размер своей новой зарплаты. Мы думаем, что это достаточное повышение, поскольку, по прогнозам, удорожание жизни в Москве в следующем году составит только 10%.

— А в каком месяце состоится это повышение?

— Закон о бюджете сейчас находится на рассмотрении в Мосгордуме. После того как Дума согласует нам расходы, можно будет назвать срок этого повышения. Но планируем с июля.


— Юрий Витальевич, московские предприниматели спят и видят, когда им разрешат выкупать землю под их предприятиями. У вас есть чем их порадовать?

— Нужно признать, что схема по выкупу земли под частными предприятиями, которая была предложена вначале, оказалась откровенно неудачной. Мы много раз об этом говорили и предложили федеральному правительству разработать новую модель закона. Совместная работа над этим ведется уже девять месяцев и, хочу надеяться, близится к завершению.

Мы настаиваем на том, что не должно быть спекуляции земельными участками. Предприниматель, который собирается закрыть имеющееся на участке производство и построить что-нибудь заведомо более прибыльное, должен будет заплатить в бюджет разницу между льготной ценой, за которую он землю выкупал, и полной рыночной. Последняя будет определяться с учетом рентабельности того бизнеса, который он собирается там создать. Это первое. Второе: новая модель должна работать на поддержку и защиту реального сектора экономики. Действующие предприятия, промышленность должны получить землю как ресурс, который можно капитализировать, который может стать предметом залога для привлечения инвестиций. И получать землю предприятия должны по льготной цене, составляющей от 20 до 50 процентов кадастровой цены для данного вида деятельности.


— Добрый день, меня зовут Ирина Владимировна. Сейчас на остановках общественного транспорта ставят магазинчики, в основном пивные ларьки. Хотелось бы узнать, кто принимает решение об их установке и идут ли деньги с этих ларьков в городской бюджет.

— Вообще-то магазинчики при остановках создаются как одна из мер по реализации программы “Магазины шаговой доступности”.

— Но все сводится к тому, что в них отоваривается молодежь, которая покупает сигареты и пиво, а пустые пачки и бутылки бросает тут же...

— Вы затронули очень интересную тему. На этот счет надо провести специальное обследование. Я дам поручение префекту. Единственное, что могу вам пока сказать: доходы от использования этих земельных участков поступают в бюджет города. На этот счет вы можете не волноваться. Меня, правда, беспокоит, что, судя по вашим словам, большинство этих магазинов торгуют пивом. Если это действительно так и ассортимент не удовлетворяет потребностям москвичей, будем принимать решение об их закрытии или более жесткой регламентации ассортимента товаров.

— Лучше бы газетный киоск на их месте открыли. А то за газетами надо идти аж к метро.

— Совершенно с вами согласен. Киоски по реализации печати идеально подходят для размещения на автобусной остановке.


— Добрый день. Откуда взялись такие грабительские цены на эвакуацию машин? Только за эвакуацию надо заплатить 1800 рублей плюс 500 руб. за каждый час на штрафной стоянке. Вам не кажется, что это чересчур?

— Я думаю, что дорога все-таки предназначена для движения. Сегодня по многим московским улицам из-за неправильно припаркованных машин невозможно проехать.

— Хорошо, я приехал в город. Где мне парковаться, куда ставить машину? Система муниципальных парковок абсолютно не развита.

— Муниципальные стоянки есть, но, к сожалению, не все водители ими пользуются добросовестно. Согласен, может быть, пока их недостаточно. Но мы активно работаем над этой проблемой: например, начинаем создание “перехватывающих” парковок на пересадочных узлах. При подъезде к центру города машину можно будет поставить в паркинг, а дальше пользоваться городским транспортом.

“Лучше купите квартиру в рассрочку”

— Здравствуйте, Юрий Витальевич, это Ольга Викторовна. Правда ли, что очередникам, которые не являются инвалидами и не имеют никаких льгот, квартиры в ближайшее время не светят?

— Город не собирается отказываться от предоставления бесплатного жилья горожанам и уменьшать его строительство по сравнению с сегодняшними объемами. А это 400 тыс. кв.м в год. Эти площади мы предоставляем очередникам общей очереди различных лет постановки. И порядка 200 тыс. кв.м мы строим за счет бюджета по программе “Молодой семье — доступное жилье”. Но, к сожалению, количество очередников таково, что удовлетворить всех не удается. Поэтому людям со средним достатком мы хотим дать возможность приобрести жилье с господдержкой. Речь идет о системе ипотечного кредитования со сроком выплаты кредита в 10—15 или даже 20 лет под небольшой процент.

— Замечательно.

— То есть параллельно социальной очереди — от предоставления бесплатного жилья, еще раз подчеркну, мы не отказываемся ни в коем случае — будет работать механизм приобретения жилья в рассрочку через систему городских бюджетных субсидий, размер которых определяется в зависимости от срока постановки на очередь.


— Здравствуйте, это депутат муниципального собрания с проспекта Вернадского. У нас под переселение пятиэтажек идет 30% построенного жилья, а мы знаем, что в других районах уже работают под 35%. У нас район очень сложный, жилья не хватает. Можно как-то увеличить долю квартир под переселение?

— Реконструкция вашего района была оформлена инвестиционным контрактом достаточно давно. И те условия, что там записаны, мы должны выполнять. Но это не значит, что мы будем это делать вечно. Условия можно пересмотреть. Для этого нужно сейчас договориться с округом и при посредничестве префектуры провести переговоры с инвестором. Можно перейти на расчеты с городом в денежном выражении. Тогда деньги попадут в доходы бюджета, и мы сами построим нужное жилье по набору квартир и в большем объеме, так как жилье по городскому заказу строится более эффективно за счет конкурсов по подряду.


— Здравствуйте, это Галина беспокоит. Хотела у вас спросить: есть ли смысл покупать сейчас квартиру? Говорят, что продажи встали, рынок перенасыщен, и цены на жилье скоро пойдут вниз. Вы что посоветуете?

— Я был бы рад, если бы цены снизились. Но, к сожалению, объективных оснований для их обвала пока не видно. В этом году был обычный сезонный спад активности по покупке жилья. Летом на рынке недвижимости это происходит традиционно. Были еще проблемы, связанные с финансовым банковским кризисом. Но теперь все эти факторы уже позади, а цены, увы, опять восстановились на том уровне, который мы наблюдали по весне, и даже начался некоторый прирост. Так что ничего утешительного о перспективе удешевления жилья я вам, Галина, сообщить не могу.

“Пробелов видим немало”

— Здравствуйте, вас беспокоит Дима из Йошкар-Олы, но в Москве я живу уже давно. Мы как-то мало о вас знаем, но в газетах пишут, что вы очень перспективный чиновник. Чуть ли не второй человек в команде Лужкова.

— У нас вторым в команде — вице-мэр.

— Говорят, что вы можете стать новым мэром Москвы.

— Пока строить подобные планы нет никаких оснований. У нас с вами есть избранный москвичами мэр, и Юрию Михайловичу на этом посту еще работать более трех лет.

— Это я понимаю, но...

— У меня сейчас один, самый главный “генеральный план”. Я руководитель Комплекса экономической политики и развития города. Нужно выстроить работу в этом комплексе так, чтобы максимально удовлетворять все потребности, которые есть у москвичей. Задач у нас стоит много, пробелов видим тоже немало. Я должен и хочу работать на том месте, на которое меня назначил мэр.

— В принципе вы смогли бы руководить таким городом, как Москва?

— Вы спрашиваете, как в свое время Петька спрашивал Василия Ивановича: “Василий Иванович, вы могли бы командовать полком? а дивизией? а фронтом? а в мировом масштабе?..”


— Валентина Матвиенко призывает крупные компании регистрироваться в Санкт-Петербурге, обещая им существенные налоговые льготы. Как вы к этому относитесь? Не боитесь, что большой бизнес может уйти из Москвы?

— Каждый российский регион должен стремиться к привлечению предпринимателей, крупных бизнес-структур. Это позволит регионам развиваться самим, без дополнительных бюджетных ассигнований из центра. Я могу только порадоваться за Валентину Ивановну, если она смогла создать в Санкт-Петербурге хорошую инфраструктуру для того, чтобы бизнес чувствовал себя там комфортно, уверенно. Что касается методов, то, я считаю, они не совсем корректны, поскольку Москва тоже очень много сделала для работы бизнеса. В любом случае последнее слово в этой полемике должно оставаться не за чиновниками, а за предпринимателями.

“Иначе смысл “одного окна” теряется”

— Добрый день, Юрий Витальевич, это Светлана из Подмосковья. Совсем недавно переехала в Москву. Говорят, что в Москве работает система “одного окна”. А вот я, знаете, недавно обратилась в органы опеки за разрешением на сделку по продаже квартиры, в которой прописан несовершеннолетний. Так они меня заставили целую кучу справок сначала собрать. Где же тут “одно окно”?

— Система “одного окна” сейчас находится в стадии формирования. Все наши комитеты, управления должны окончательно перейти в этот режим с января 2005 года. Вместе с тем справки, по-хорошему, должна была собирать система опеки самостоятельно. Я думаю, вам лично это пришлось делать, поскольку вы только недавно переселились в Москву. Видимо, в наших базах данных вы еще не успели получить соответствующее прикрепление.

— А с 1 января можно будет прийти к одному человеку и решить свой вопрос...

— Система будет работать именно в таком режиме, а иначе смысл “одного окна” теряется.

— И как долго надо будет ждать результата?

— Для основных справок срок исполнения установлен — месяц.


— Юрий Витальевич, здравствуйте. Вопрос следующий: сейчас очень много говорится о борьбе с коррупцией...

— Моя главная задача — создать условия, при которых чиновники вообще были бы лишены возможности злоупотреблять своим служебным положением.

— Вы считаете, что это реально? Нам, простым гражданам, вынужденным общаться с чиновниками на местах, никаких существенных перемен пока не видно.

— Мы внедряем целую большую систему, призванную воспрепятствовать коррупции на всех уровнях власти. В частности, я говорю о системе открытых конкурсов и аукционов. Вы, наверное, в курсе того, что сейчас город размещает все свои заказы, оплачиваемые из бюджета, исключительно на конкурсной основе. Я считаю, что конкурсы — один из наиболее действенных инструментов борьбы с коррупцией. Одно дело, когда чиновник напрямую работает с предпринимателем, и совсем другое — когда все решается не в кабинете, а на открытых торгах. Это открытая нормальная система, в которой элемент коррупции фактически исключен...


Связь предоставлена компанией “Аэрокомс”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру